Программа авторского элективного курса "Синтаксис сложного предложения"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов. Элективный курс «Синтаксис сложного предложения» направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают обучающиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс способствует углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Адресат: учащиеся 9 классов как предпрофильной школы, так и учащиеся общеобразовательных классов, желающие подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку, а также курс может быть использован при ИГЗ (индивидуально-групповых занятиях).

Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Занятия проводятся в виде свободного обсуждения ответов на предлагаемые вопросы. В конце занятия учащимся рекомендуется написать небольшую творческую работу, применив полученные знания.

Основными задачами изучения курса являются:

  1. Развитие общекультурной компетентности учащихся;
  2. Закрепление и углубление лингвистических знаний;
  3. Умение применять их на практике;
  4. Развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности (аналитико-синтетической, интеллектуально-графической, экспериментальной);
  5. Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
  6. Проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости).

Содержание курса: программа элективного курса рассчитана на 27 часов. Она построена на углубленном изучении синтаксиса сложного предложения. Рабочая программа курса носит примерный характер. Темп изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания.

Специфика подхода к занятиям:

Форма организации курса – 5 учебных модулей. При этом каждый модуль обладает относительной автономностью (кроме последнего), а следствием этого является произвольный порядок прохождения разделов и факультативное количествопотраченных учебных часов в зависимости от образовательных и индивидуальных потребностей учащихся.

РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Курс «Синтаксис сложного предложения» состоит из пяти разделов:

  1. Сложное предложение.
  2. Сложносочиненное предложение.
  3. Сложноподчиненное предложение.
  4. Бессоюзные сложные предложения.
  5. Сложные предложения с различными видами связи.
№ раздела Тема Количество Формы и методы обучения
1. 1. Сложные предложения. Основные средства связи простых предложений в составе сложного предложения. Виды сложных предложений. Синтаксический анализ СП с точки зрения значения, структуры, интонации. 2 Лекция, беседа, сообщения учащихся. Конструирование предложений
2. Практическая работа   Составление предложений.
2. 3 Сложносочинённое предложение. Общая характеристика. 6 Беседа с привлечением сообщений учащихся.
4. ССП с соединительными союзами.   Сообщения учащихся.
5. ССП с разделительными союзами.   Работа в группах, практикум.
6. ССП с противительными союзами.   Беседа, составление таблицы.
7. ССП с присоединительными союзами.   Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала.
8. ССП с пояснительными союзами. Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль.   Беседа, работа в группах по заданной программе.
3. 9. Сложноподчинённое предложение и его особенности. Вопрос о классификации СПП. 10 Беседа с привлечением сообщений учащихся.
10. СПП нерасчленённой структуры.   Работа в группах.
11. СПП с придаточным изъяснительно - объектным.   Беседа, практическая работа.
12. СПП местоимённо-соотносительные.   Беседа, конструирование предложений.
13. СПП местоимённо-союзные соотносительные.   Беседа, составление предложений
14. СПП расчленённой структуры.   Сообщения учащихся, создание проектов.
15. СПП с придаточными обстоятельственными.   Сообщения учащихся, составление таблицы
16. СПП с придаточным следствия.   Работа в группах.
17. СПП с придаточными подчинительно-присоединительными.   Беседа, конструирование предложений.
18. СПП с несколькими придаточными.   Семинар, работа в группах.
4. 19. Бессоюзные сложные предложения.Виды БСП. 2 Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала.
20 Знаки препинания в БСП. Конструирование БСП.   Конструирование предложений.
5. 21 Сложные предложения с различными видами связи. 3 Составление таблицы.
22 Стилистические особенности предложений с различными видами связи.   Работа с текстами художественной литературы.
23 Конструирование МЧСП и их анализ.   Конструирование предложений. Работа в группах.
24+25 Защита творческих работ.   Индивидуальная работа, составление рассказа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы/ Под ред. Н.М. Шанского.- 7-е изд., - М., 1995.
  2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. современный русский язык. Учеб. для студентов. В 3 ч. Ч. 3.Синтаксис. Пунктуация.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1987.
  3. Розенталь Д. Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. 2-е изд., испр.,-М.: Рольф, Айрис – пресс, 1998.
  4. Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учеб. пособие. -3-е изд., испр. – М., 1994.
  5. Русова Н. Ю. Как стать грамотным. – Н. Новгород: «Деком»,1994.