Пояснительная записка
Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов. Элективный курс «Синтаксис сложного предложения» направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают обучающиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс способствует углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Адресат: учащиеся 9 классов как предпрофильной школы, так и учащиеся общеобразовательных классов, желающие подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку, а также курс может быть использован при ИГЗ (индивидуально-групповых занятиях).
Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Занятия проводятся в виде свободного обсуждения ответов на предлагаемые вопросы. В конце занятия учащимся рекомендуется написать небольшую творческую работу, применив полученные знания.
Основными задачами изучения курса являются:
- Развитие общекультурной компетентности учащихся;
- Закрепление и углубление лингвистических знаний;
- Умение применять их на практике;
- Развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности (аналитико-синтетической, интеллектуально-графической, экспериментальной);
- Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
- Проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости).
Содержание курса: программа элективного курса рассчитана на 27 часов. Она построена на углубленном изучении синтаксиса сложного предложения. Рабочая программа курса носит примерный характер. Темп изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания.
Специфика подхода к занятиям:
Форма организации курса – 5 учебных модулей. При этом каждый модуль обладает относительной автономностью (кроме последнего), а следствием этого является произвольный порядок прохождения разделов и факультативное количествопотраченных учебных часов в зависимости от образовательных и индивидуальных потребностей учащихся.
РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Курс «Синтаксис сложного предложения» состоит из пяти разделов:
- Сложное предложение.
- Сложносочиненное предложение.
- Сложноподчиненное предложение.
- Бессоюзные сложные предложения.
- Сложные предложения с различными видами связи.
№ раздела | Тема | Количество | Формы и методы обучения |
1. 1. | Сложные предложения. Основные средства связи простых предложений в составе сложного предложения. Виды сложных предложений. Синтаксический анализ СП с точки зрения значения, структуры, интонации. | 2 | Лекция, беседа, сообщения учащихся. Конструирование предложений |
2. | Практическая работа | Составление предложений. | |
2. 3 | Сложносочинённое предложение. Общая характеристика. | 6 | Беседа с привлечением сообщений учащихся. |
4. | ССП с соединительными союзами. | Сообщения учащихся. | |
5. | ССП с разделительными союзами. | Работа в группах, практикум. | |
6. | ССП с противительными союзами. | Беседа, составление таблицы. | |
7. | ССП с присоединительными союзами. | Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала. | |
8. | ССП с пояснительными союзами. Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. | Беседа, работа в группах по заданной программе. | |
3. 9. | Сложноподчинённое предложение и его особенности. Вопрос о классификации СПП. | 10 | Беседа с привлечением сообщений учащихся. |
10. | СПП нерасчленённой структуры. | Работа в группах. | |
11. | СПП с придаточным изъяснительно - объектным. | Беседа, практическая работа. | |
12. | СПП местоимённо-соотносительные. | Беседа, конструирование предложений. | |
13. | СПП местоимённо-союзные соотносительные. | Беседа, составление предложений | |
14. | СПП расчленённой структуры. | Сообщения учащихся, создание проектов. | |
15. | СПП с придаточными обстоятельственными. | Сообщения учащихся, составление таблицы | |
16. | СПП с придаточным следствия. | Работа в группах. | |
17. | СПП с придаточными подчинительно-присоединительными. | Беседа, конструирование предложений. | |
18. | СПП с несколькими придаточными. | Семинар, работа в группах. | |
4. 19. | Бессоюзные сложные предложения.Виды БСП. | 2 | Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала. |
20 | Знаки препинания в БСП. Конструирование БСП. | Конструирование предложений. | |
5. 21 | Сложные предложения с различными видами связи. | 3 | Составление таблицы. |
22 | Стилистические особенности предложений с различными видами связи. | Работа с текстами художественной литературы. | |
23 | Конструирование МЧСП и их анализ. | Конструирование предложений. Работа в группах. | |
24+25 | Защита творческих работ. | Индивидуальная работа, составление рассказа. |
ЛИТЕРАТУРА
- Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы/ Под ред. Н.М. Шанского.- 7-е изд., - М., 1995.
- Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. современный русский язык. Учеб. для студентов. В 3 ч. Ч. 3.Синтаксис. Пунктуация.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1987.
- Розенталь Д. Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. 2-е изд., испр.,-М.: Рольф, Айрис – пресс, 1998.
- Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учеб. пособие. -3-е изд., испр. – М., 1994.
- Русова Н. Ю. Как стать грамотным. – Н. Новгород: «Деком»,1994.