Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. [6,99] В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Чем заинтересовал нас метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждениях любого типа, в любой группе детского сада. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.
Данные диагностик по программе "Развитие" показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.[4,101] Решением проблемы, на наш взгляд, может стать исследовательско - творческий проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи:
- Развитие способности у детей старшего дошкольного возраста к поисковой деятельности:
- определение задач, исходя из поставленной проблемы;
- планирование этапов своих действий;
- выбор материала и способа действия.
- Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
- Совершенствование стиля партнерских отношений.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Реализация задач: активное включение детей, занимающихся поисковой деятельностью вне детского сада, в образовательный процесс ДОУ. Организация экспериментов, опытов, лабораторий.
Учебно-методическое обеспечение проекта
- Учебный план
- Методическая разработка «Клуб «ЮНИС».
Материально-техническая база:
- оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, трубочки для коктейля, губки, целлофановый пакет, лупа, магниты, кусочки меха, ткани, дерева, пластмассы, резины; зеркало, стекло, ложки или палочки для размешивания, скрепки, проволока, набор различных твердых тел (жестких, упругих, хрупких, пластичных и т.д.); карточки – значки, карточки – модели опытов);
- энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;
- материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).
Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, без каких - либо ограничений по познавательному развитию.
Срок реализации проекта: проект рассчитан на 2 года.
Основной механизм реализации проекта: Проведение серии регулярных занятий естественно - научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Занимательные опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Реализация проекта
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Осуществление проекта начали с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для этого в группе начинает свою работу клуб «ЮНИС». На имя клуба поступали вопросы от детей детского сада. Объяснили исследователям, что их задача найти ответы на данные вопросы и подготовить сообщение, доклад о полученных результатах. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказали им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». Использовали только те методы, которые доступны и известны детям. На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации.
Начали с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете. С чего начинает исследование ученый?» Дети предлагали самые разные варианты. Подвели их к идее, что сначала надо подумать. Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения не оказывалось, его подсказывал взрослый.
Следующий вопрос: «Где еще мы можем найти ответ? Что нам может помочь?» Отвечая на вопросы, вместе с детьми, постепенно приходили к выводу: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести опыт, эксперимент», «посмотреть в книгах».
Результаты исследований, как и настоящие ученые, фиксировали, а затем объединяли для решения общей проблемы. Ими стали несложные рисунки, буквы или даже специальные, изобретенные детьми «на ходу» знаки. Сделать это технически несложно, несмотря на то, что дети еще не умеют писать. По мере участия в занятиях потребность в этом возрастала, а вместе с ней росло и мастерство символического изображения фиксируемых результатов.
Обсудили с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы детям, педагогам, родителям.
Все вместе придумали эмблему клуба. Каждый участник исследования прикреплял ее себе на грудь. Символом клуба стал глобус.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)
Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:
- работа воспитателя с детьми;
- самостоятельная исследовательская деятельность детей;
- работа с родителями.
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
После обсуждения с детьми последовательности работы подготовили необходимый материал и оборудование для исследований и начали заседания клуба. Заседания проходили каждую неделю. Дети очень серьезно отнеслись к предстоящей работе. Перед каждым заседанием они надевали эмблему клуба, ставили на стол глобус и с нетерпением ждали поступления в группу нового вопроса, ответ на который нужно было найти.
Нашей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.
Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению поступившего в группу вопроса. Например, когда на имя группы пришло письмо с вопросом: «Как поступает вода в растение и куда она исчезает?», обсудили с детьми, откуда растение берет воду, как это можно проверить. Важно помочь детям на данном этапе вопросами причинно-следственного, поискового характера: «Всем ли растениям необходимо одинаковое количество воды?», «А можно увидеть, как вода поднимается по стеблю?» и т.д.
После определения задач исследования, дети самостоятельно делились на группы, договаривались, какой опыт каждая из групп будет проводить. В помощь детям заранее были приготовлены карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта. По этим карточкам они отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, которое находилось в уголке экспериментирования (мини-лаборатории), и начинали работу в группах.
Дети самостоятельно изучали все, что связано с выбранным ими вопросом, обсуждали этапы работы, распределяли амплуа, совещались по ходу, договаривались, кто будет зарисовывать результаты опыта, а кто - отчитываться о проделанной работе.
Задача педагога на этом этапе практической исследовательской деятельности – выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе. Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких), «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас). «Значение воды в жизни растений»: опыт с корнями (определение необходимого количества воды растениям с корнями как стержень и корнями как мочалка), опыт, доказывающий движение воды по стеблю (опыт с трубочками), испарение воды с листа (вместо листа – ладонь ребенка) и т.д. (Приложение № 2)
После проведенного исследования каждая творческая группа отчитывалась о проделанной работе, формулировала вывод по результатам опытов и экспериментов. Представленные доклады использовали как вариант взаимного обучения детей. Докладчик структурировал информацию, выделял главное, рассказывал о последовательности проведенной в группе работы (Что взял сначала? Что делал? Какие действия произвел? Что получилось в результате?), тем самым обучал полученным сведениям других детей. Дети легко и естественно задавали вопросы, делали поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, старались «акцентировать» на них собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.
Результаты своих исследований дети зарисовывали при помощи символов и значков на листе бумаги. Способность изобретать их свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством развития детей.
Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Хочу все знать». В конце каждого заседания дети учились давать оценку своей работе, работе других детей; делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Оборудованная с помощью родителей лаборатория, была укомплектована всем необходимым (посудой, простыми приборами, объектами живой и неживой природы). Сюда же поместили карточки – «темы» возможных исследований с изображением животных растений, зданий и др., а также карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека и т.д.
Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирали тему исследования, подбирали методы исследования, собирали материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. Дети учились самостоятельно разрабатывать гипотезы, стремились к получению знаний опытным путем. Практические знания и навыки, приобретенные на заседаниях клуба «ЮНИС», дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.
При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивали своих родителей, педагогов, детей из других групп об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.
Ставили элементарные опыты с песком, водой, магнитом, узнавали их свойства. Особенно интересны были моделирующие эксперименты. Например, ребенок захотел узнать и измерить силу землетрясения. Как это можно сделать? С чем сравнить? Попробовал разорвать сложенную в несколько раз газету – не получилось. Сам сделал вывод: силы рук не хватает, чтобы разорвать газету, а сила землетрясения разрушает большие площади.
Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет дереву, как распускаются цветы… Ответы на эти вопросы дети пытались найти на прогулке.
Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям, зашифровать их. Задача педагога – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.
Вечером дети собирались, усаживались на ковер для прослушивания своих сообщений, «мини-докладов». Все вместе слушали и смотрели, что нового, интересного узнали. Естественно, воспитатели помогали исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем именно на этом материале можно развивать мышление и творческие способности ребенка.
Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей также способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключили родителей. На собрании рассказали о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители помогли в оборудовании мини-лаборатории, пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, посвященными разной тематике, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно-научных представлений предлагали родителям темы бесед с детьми по нескольким направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, вес, цвет и др.)
- человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Например: Тема «Связь живой и неживой природы» (причинно-следственные связи). Весной солнце согревает землю, поэтому тает снег, зеленеет трава, на деревьях распускаются листья. Появляются насекомые, которые питаются растениями, прилетают птицы, т.к. для них есть корм – растения и насекомые.
Вывод: изменения неживой природы влияют на изменения живой природы. (По аналогии ребенок создает свои цепочки).
Большую помощь оказали родители в изготовлении перфокарт, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, а также на заседаниях клуба. Это специальные карточки с объектами, соответствующими определенной теме, которые располагаются в две колонки. Для удобства выполнения задания в карточке делаются прорези. При выполнении задания ребенок подкладывал под перфокарту лист бумаги и в прорези рисовал значок или проводил линии, соединяя нужные объекты. Например, задания типа: «Как размножаются комнатные растения», «Как зависит размер и форма листа (стебля, корня) от количества воды», «Свойства воды (воздуха, магнита и т.д.)».
Рекомендовали родителям посетить с детьми краеведческий музей и выставки различной тематики (например, «Металл и человек», «Волшебный колодец», «Лесные были»). Дети с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях и о том, что нового и интересного узнали.
Ребенку легко воспринимать животных и растения на равных. Еще сильны впечатления от сказок, в которых медведь или дуб разговаривают, радуются, переживают, т.е. ведут себя как люди. Очень важно не пропустить этот период в жизни ребенка и использовать его в целях знакомства с природой, воспитания эмоциональных отношений к ней. Для этого совместно с педагогами и родителями были организованы походы детей в лес. Общаясь с природой, детям легче устанавливать взаимосвязи между растениями и животными, растениями и человеком и т.д. Например, дети имели возможность познакомиться с растениями и деревьями поближе. Они глади кору, здоровались с деревом, трогая за ветки и листочки. В беседе с родителями или воспитателями выяснили, что кора – это кожа дерева. «Давайте погладим дерево. Ему будет очень приятно, ведь мы гладим домашних животных, а вот деревья – нет! Какая кора – шершавая, гладкая, теплая, твердая и т.д.? Раз кора – это кожа дерева, значит, ему тоже бывает больно, когда на стволе «пишут» ножом или бросают в него какой-нибудь острый предмет. У дерева тоже появляются ранки – трещины, как у нас, когда мы, например, порежем палец».
Дети с удовольствием рассматривали муравейник, наблюдали за работой муравьев, сравнивали их силу силой подъемного крана.
Такие формы работы с родителями, как экскурсии, походы, посещение музеев, выставок во многом способствовали овладению детьми системой понятий (живое, неживое, растения, животные, лес, луг и т.д.), а также развитию познавательных умений:
- умение видеть живой объект в разнообразии его свойств, жизненный проявлений;
- умение оценивать состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания;
- умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть последствия воздействия на объект;
- умение устанавливать различные по степени сложности и по содержанию связи, существующие в природе.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
На презентацию клуба «ЮНИС» пригласили педагогов ДОУ, детей и родителей. Продуктом деятельности клуба стал альбом «Хочу все знать» с результатами нашей исследовательской работы. Ребята в роли исследователей рассказали всем присутствующим о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, природой; у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор. Закончилось все, как и полагается на презентации, чаепитием.
Критерии реализации проекта
Контроль за реализацией задач проекта и оценка его результативности осуществляется по критериям в соответствии с целями и задачами проекта.
Количественно: создание максимально широкого поля потенциальных (активных и пассивных) участников проектной деятельности. К реализации проекта было привлечено 15 детей.
Оценка качественных показателей проекта затруднена вследствие отсутствия специально разработанных методик по отслеживанию знаний, умений, навыков в области естественно - научных представлений. Поэтому при анализе эффективности реализации проекта использовались показатели поисково–познавательной деятельности дошкольников, предложенные авторами Дыбиной О.В., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В. [3,185]
В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать и шифровать полученную информацию).
При обсуждениях в группах, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. В процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций дети научились определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.
Экспериментируя с объектами живой и неживой природы, дети узнали о свойствах веществ и материалов, о преобразовании предметов.
Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.
Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У ученого, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Список литературы
- Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
- Круглова О.С. Технология проектного обучения.//Завуч.-1999.- № 6.-с. 91-94.
- Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст.- М., 2000.- 112с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
- Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.
- Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17.