Цели:
- Привитие любви к природе, её бережному использованию;
- Пропаганда творчества Н.И. Сладкова;
- Развитие у школьников мышления и речи; способности замечать красивое в окружающем мире;
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование:
- учебник "Родная речь" кн.2, ч.2. Авторы: М.В. Голованов, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанов,
- музыкальные инструменты.
- Наглядные средства:
- портрет Н.И. Сладкова,
- плакат с высказыванием автора о природе,
- таблицы и набор картинок о природе,
- таблица с видами грибов,
- набор грибов,
- гербарий,
- папка-раскладушка "Растительный мир Шарьинского района".
Технические средства:
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- магнитофон,
- видео и аудиозаписи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и начинается урок. Я вам улыбнусь, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть вам сопутствуют успех и удача на уроке. Отбросьте от себя плохое настроение. Глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наш урок и отправляемся в " Страну удивительных тайн " за новыми открытиями.
2. Постановка проблемного вопроса.
У: - Что, ребята, вы знаете о своем поселке?
3. Вступительная беседа о жизни и творчестве Н. И. Сладкова.
У: - Да ребята, мы с вами знамениты тем, что живем в лесном посёлке. Вы уже много читали о лесе на уроках чтения, природоведения, учили стихи, загадки, пословицы о природе, ходили на экскурсии и заметили, что " : лес для человека не только дрова, что в мире растений, птиц, рыб и зверей много загадочного, необычного; что кроме пуха и пера, есть у живых существ жизнь, полная удивительных тайн". (Учитель показывает плакат с данным высказыванием Н. И. Сладкова на доске)
- И мы отправимся в эту страну. (Учитель показывает карту путешествия на доске).
- Кто нам поможет разобраться в тайнах, вы узнаете, посмотрев видеофильм. (Видеофильм о Н.И. Сладкове, нижеизложенный текст звучит в видеофильме на фоне музыки и показа картин о природе).
У: - Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить о ней. О природе писали и пишут многие художники слова. Вы читали книги Аксакова, Пришвина, Бианки. А сегодня мы познакомимся еще с одним писателем, его творчеством Н.И. Сладков. Так, как Сладков никто прежде не писал. Нас на земле стало так много, сколько мы построили городов, заводов, покрыли всё асфальтом, что невольно стали теснить природу, всё больше и больше вторгаемся в её владения. Природа стала слабее людей. Мы не заметили, как по небрежности истребили многие виды зверей, птиц и растений. Красные книги год от года становятся толще. А ведь какими бы умелыми не были люди, они не в состоянии создать даже простенькую ромашку. Значит, нам пора спохватиться, гораздо бережнее, заботливее обращаться с природой. Ведь мы сами - тоже её частица. И если природе становится плохо, будет плохо и нам. Об этом пишет автор в своих книгах. Если мы не будем беречь природу, мы можем всё потерять, - говорит Сладков. - Что станет с нашей жизнью, если с нами рядом не будет этой красоты? Тишины? Запахов? Птичьих песен? Вы скажете, зачем люди чаще всего ходят в лес? За грибами, да? За ягодами, орехами и дичью, да? И тропинки все протоптали. Конечно, всё это нужно, без этого не проживёшь. Но в лесу есть и другие тропинки - безымянные, тропинки к неожиданным встречам. Они неудобные, часто опасные, они самые длинные, но чудо можно встретить только на них. О них и пишет Н.И. Сладков. Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Ленинграде в семье рабочего металлиста. К началу войны он успел закончить лишь первый курс института и ушел на фронт, где всю войну пробыл в топографическом отряде. Имеет 7 правительственных наград. С детства ощутил особую любовь к природе. Занимался в кружке юннатов, которым шефствовал Виталий Бианки, который стал его учителем в творчестве. Для него не было ничего увлекательнее, чем, затаившись где - нибудь в парке часами следить за жизнью птиц. Замечал, как весной просыпается земля, как набухают первые почки. Он вел дневник, в котором всё записывал. И только в 1952 году были напечатаны первые рассказы. В 1953 году пришла к читателям первая книга Сладкова "Серебряный хвост". С тех пор вышло более 60 книг. Писатель говорит от имени природы, глазами птиц и зверей. Одухотворяя природу и животных Сладков уверен, что очеловечиванием можно пробудить сочувствие природе и вместе с тем, сблизив переживания животных с человеческими, раскрыть человека и помочь ему понять себя. Мы с нетерпением ждем сигналов из космоса, - пишет Сладков. - И как- то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на земле, - позывные из мира птиц и зверей. Давно они ищут контактов с нами.: Вслушайтесь в голоса живого!
(После просмотра видеофильма)
У: - Ребята, так кто нам поможет сегодня на уроке?
Д: - Николай Иванович Сладков
У: - Почему именно он?
4. Изучение нового материала.
4.1. Работа с рассказом Н.И. Сладкова "Дуб".
У: - Ребята, а теперь отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем.
Д: - Лес
(На фоне музыки учитель рассказывает сказку о деревьях).
У: - Майское утро. Рассвет. С реки ползет, надвигается голубой туман. Но вот туман розовеет. Восходит солнце. И с первыми лучами просыпаются птицы. И вдруг деревья заговорили о своей красоте и пользе, которые они приносят людям. ( На фоне записи пения птиц)
"Какая я красивая!" - говорит осина. (Учитель показывает картинку осинки)
"А листочки мои как шумят, послушайте ш-ш-ш."
Собрались все осинки, и получился - осинник.
"А меня зовут красавицей русского леса!" - сказала березка из березовой рощи.
(Учитель показывает картинку берёзовой рощи).
"А мы можем превратиться в корабельную мачту!" - прошуршала сосна из соснового бора.
(Учитель показывает картину соснового бора).
А елка из ельника была очень молчалива, она знала, что может превратиться в белые листы бумаги. Может стать конвертом и путешествовать по всему миру.
( Учитель показывает картину ельника. Выключить магнитофон).
Но вдруг все услышали голос:
Я из крошки - бочки вылез, корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок - ничего, что плод мой мелок.
У: - Кто это? (Учитель показывает гербарий).
Д: - Дуб, жёлудь
"Из меня (дуба) делают красивый резной потолок, который проживет сотни лет. А еще на Родине могу укротить суховей".
У: - Ребята, что такое Родина?
- Оказывается и у растений есть Родина. А так ли это: мы прочитаем рассказ Сладкова "Дуб".
- Во время чтения обратите внимание "Почему проросли жёлуди?".
а). Чтение рассказа про себя.
У: - Так почему проросли жёлуди?
б). Словарная работа:
- Дубрава - дубовый лес, роща.
- Суховей - сухой горячий ветер, приносящий продолжительную засуху.
- Лесоводы - специалисты по выращиванию леса.
- Захирели - стали хилыми.
- Знатоки - специалисты - люди, обладающие большими знаниями в чем - нибудь.
в). Анализ содержания:
- Сколько раз сажали дубраву, найдите в тексте. (Выборочное чтение).
1). Жёлуди не проросли;
2). Саженцы захирели;
3). Прикрыли от солнца;
4). Выдрали бурьян;
5). По-соечьи (с горсткой родной земли).
У: - Значит, есть у растений Родина?
Д: - Она много для них значит и что без родной земли очень трудно.
(учитель показывает из папки - раскладушки дуб).
У: - Ребята, дуб раньше рос и в лесах Шарьинского района.
- Поднимите руку, кто из вас посадил хотя бы одно деревце или кустик?
4.2. Работа с рассказом Н.И. Сладкова "Хоровод".
У: - Мы углубляемся в лес всё дальше.
Маленький, удаленький сквозь землю прошел
Красну шапочку нашел.
Д: - Гриб
У: - Вы знаете много разных грибов съедобных и несъедобных. Каждый из них важен по-своему. Вот послушайте рассказ. (Показ таблицы с видами грибов).
(Учитель включает магнитофон с записью рассказа Н. И. Сладкова "Мухомор").
У: - Чем хорош этот гриб?
- А как могут расти эти грибы, прочитаем в рассказе Сладкова "Хоровод". (Выборочное чтение).
- Сладков нас приглашает в царство "Ведьмин круг". (Учитель показывает видеовставку "Ведьмин круг")
- Чего мухоморы ждут? Найдем в тексте.
- Что предсказывают мухоморы?
Физкультминутка.
- Давайте отдохнем на полянке и посмотрим, кто больше соберет грибов?
Перед вами на полу грибы. Вы их собираете, пока говорим считалку.
(Дети собирают в корзинки грибы, разбросанные на полу, хором говорят считалку).
Митя шел, шел, шел белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок, три грибок, положил в кузовок.
(дети считают собранные грибы)
4.3 Работа с рассказом Н.И. Сладкова "Чудо-дудка".
У: - Идем по лесу дальше. И пахнет медом. На сладкий запах слетаются мухи, осы. Пчелы и старательно копаются в белях цветах. Да это же борщевник! (Учитель показывает картинку).
- Чем же влечет это растение? Прочитаем рассказ "Чудо-дудка".
- С чем сравнивает Сладков дудку по вкусу?
- А теперь каких только дудок не придумали. Каких песен о лесе не сочинили. (Учитель показывает разные дудки).
- Ребята предлагаю вам спеть песню "Во поле береза стояла".
(Учитель играет на аккордеоне, а дети на различных музыкальных инструментах).
4.4. Работа с рассказом Н.И. Сладкова " Заяц серый".
У: - Хорошо в лесу! С деревьями поговорили, грибов насобирали, песен попели, теперь можно и домой.
- Ой, ребята, поглядите, кто это? (Учитель показывает видеофильм про зайца).
- Оказывается это не так. И у зайца есть тайна. Прочитаем её у Сладкова "Заяц серый" (чтение в полголоса).
- Так какая тайна у зайца?
4.5. Работа с рассказом Н.И. Сладкова "Дары леса".
У: - Вышли мы и увидели, всё, что вокруг нас - всё из леса. (Учитель читает вслух рассказ Сладкова "Дары леса" и показывает дары леса).
- Всё это есть в наших лесах. И чтобы всё увидели наши дети, внуки, чтобы всё это было у нас - надо беречь природу. "Если мы не будем её беречь, - говорил Н.И. Сладков - мы можем всё это потерять. Что станет с нашей жизнью, если не будет этой красоты? Тишины? Запахов?"
У: - Для этого в нашей школе создано "Школьное лесничество".
- Чем они занимаются, расскажут юные лесоводы.
(Ребята из кружка "Школьное лесничество" рассказывают о своей работе.)
5. Итог урока.
У: - Какие новые тайны вы для себя открыли?
- А вам захотелось снова в лето?
- В знак благодарности я оставляю вам эти дары леса. (Учитель дарит различные лесные дары в лукошках)
6. Комментирование оценок
7. Домашнее задание.
- На оценку "три" - выразительное чтение любого рассказа.
- На оценку "четыре" - разделить на части и составить план рассказа "Дуб".
- На оценку "пять" - краткий пересказ рассказа "Дуб".