Класс: 11 класс.
Тип урока: зачет.
Цели и задачи урока:
обучающие
- обобщить знания по теме «Определенный интеграл. Его применение. Решение задач»,
- проконтролировать знания, умения, навыки по теме
развивающие
- укрупнить учебную информацию по теме,
- формировать и развивать ключевые компетентности,
- показать возможности применения интеграла в физике, технике и других областях
воспитательные
- повышать ответственность учащегося за результаты своего труда.
Оборудование:
- плакат с изображением площадей фигур;
- справочники, учебники математического анализа;
- самодельные слайды-таблицы;
- перфокарты (cм. приложение 1);
- карточки-«контролеры» (см. приложение 2);
- плакат «Подготовка к зачету «Задачи, решаемые с помощью интеграла» (см. приложение 3)
- текст итоговой контрольной работы по теме (см. приложение 4);
- текст домашней самостоятельной работы (см. приложение 5).
Ход урока
I. Подготовка к зачету
Класс заранее разбивается на пять групп по темам:
- Вывести формулу для вычисления площади фигуры, составленной из неперекрывающихся криволинейных трапеций.
- Вывести формулу для вычисления площади фигуры, полученной как разность криволинейных трапеций, которые образованы графиками функций, принимающих только положительное значение.
- Формула для вычисления площади фигуры, ограниченной графиком функции f(х), если f(x)<0 при x из [a;b].
- Интеграл как объем тела вращения.
- Возможности применения интеграла в курсе физики.
Замечание: Для желающих предлагается вопрос нахождения длины кривой с помощью интеграла:
Задача:
а) . Вычислить длину кривой на
б) Сравните длину кривой на и .
II. Ход зачета
а) Представители групп подробно рассказывают о способах вычисления площадей фигур. Делают записи на доске. Ставят цели урока вместе с учителем.
б) Учителем раздаются карточки-«контролеры» для работы в группах (Приложение 2):
– Чьи карточки соответствуют докладу первой (второй и т.д.) группы?
в) Фронтальный опрос групп:
Первая группа
№27. Найдите на плакате фигуру, для вычисления площади которой надо сложить соответствующие интегралы.
№36. Какое свойство площадей надо использовать при вычислении площадей фигур сложной конфигурации. Покажите чертежи на доске.
№45. Расскажите о способе отыскания площади фигуры, составленной из двух неперекрывающихся криволинейных трапеций.
Вторая группа
№38. См. 27, вместо «сложить» читать «вычесть».
№39. В записи f(x)…g(x)…0вместо многоточий поставьте знаки «<» или «>» так, чтобы можно было вычислить по формуле
площадь фигуры, образованной графиками функций f(x), g(x), x=a, x=b.
Третья группа
№60. Глядя на плакат (Приложение 3), укажите различные способы вычисления площади фигуры, выберите из них самый рациональный.
Четвертая группа
Творческо-самостоятельное задание на обобщение знаний. Особая задача
«Задача о каше»: Сережа насыпал в цилиндрическую кастрюлю немного пшена и спросил соседку: «Сколько нужно налить воды, чтобы получилась вкусная каша?» «Это очень просто, - ответила соседка, – наклони кастрюлю, постучи, чтобы крупа пересыпалась и закрыла ровно половину дна. Теперь заметь точку на стенке кастрюли у края, до которого поднялась крупа, и зажми ее пальцем. До этого уровня надо налить воду!» – «Так ведь пшена можно насыпать побольше или поменьше, да и кастрюли бывают разные – широкие узкие», – усомнился Сережа. «Все равно, мой способ годится в любом случае», - гордо ответила т. Люда».
Доказать: .
Рис.1
Поместим исследуемую модель в систему координат, чтобы основание цилиндра лежало в плоскости ХОУ, а центр основания О стал началом координат.
Рис.2
Через т. x оси ОХ, x [R;-R], строим сечение (горка крупы) плоскостью оси ОХ и оси ОУ. Это ΔMNX.
Значит, .
Т.к. т. М окружности радиуса R и имеет координаты (х;у), то
г) Решение задач из карточек-«контролеров» на доске. Выполнение заданий перфокарт (Приложение 1)