Создание компьютерных текстов и их использование на уроках химии

Разделы: Химия


С введением ЕГЭ, тестирование, как вид контроля знаний, активно вошло в жизнь современной школы. И компьютерные технологии здесь оказались незаменимы. Использование компьютерного тестирования имеет ряд преимуществ:

  • развиваются интеллектуальные способности учеников, т.к. они могут проходить один и тот же тест несколько раз, пока не добьются желаемого результата;
  • ученики, имеющие комплексы, как правило, выполняют тесты более успешно, т.к. работают с компьютером один на один и не боятся насмешек;
  • тестирование можно проводить на различных этапах урока для актуализации, закрепления или контроля знаний учащихся;
  • позволяет быстро оценить результат работы, определить темы, по которым имеются пробелы в знаниях ученика, следовательно, имеется наличие обратной связи учитель-ученик.

Для тестирования учащихся я использую готовые тестовые оболочки Master test, TestSystem, которые позволяют быстро составить тест с одним ответом и редактировать его (скачать программы можно из сети Интернет). Оценка в таких тестах не ставится - это право оставлено за учителем. Достоинство тестовой оболочки TestSystem состоит еще в том, что она показывает ошибки допущенные учащимся и по окончании выполнения теста учитель может увидеть результат - вопросы, на которые учащийся дал неправильные ответы. Недостатком таких программ является невозможность записывать химические формулы, использовать рисунки, анимационные фрагменты, видеоопыты, а также малый формат (нельзя развернуть на полный экран).

Большую популярность в последнее время приобрели презентации, выполненные в программе PowerPoint. Многие учителя овладели навыками ее создания. Чаще всего презентации используются при изучении нового материала (урок-лекция), при закреплении умений и навыков (обучающее тестирование) и при проведении химического практикума (показ видеоопытов).

В программе PowerPoint удобно создавать тесты с выбором одного ответа и с автоматическим выставлением оценки. Преимущество такого тестирования состоит в том, что в заданиях кроме текста можно применять формулы, рисунки анимационные фрагменты и видеоопыты. Созданные таким образом тесты являются более красочными и эмоциональными. Так же можно легко редактировать текст и ставить защиту на лист, чтобы учащиеся не перескакивали раньше времени с одного слайда на другой, вращая колесико или при щелчке мыши (Меню <-> Показ слайдов <-> Настройка презентации <-> автоматический (полный экран)). Если сохранить тест как "Презентация PowerPoint", учащиеся не будут иметь возможность видеть схему создания презентации.

Представляю три теста созданных в данной программе:

Тест "Строение атома" (Приложение 1)

Тест состоит из двух вариантов:

Обучающий вариант - содержит задания с реакцией на ответ: при неправильном ответе выскакивает смайлик, при верном ответе собачка и слова "верно", управляющая кнопка "далее" появляется только при правильном ответе. Можно использовать на этапах актуализации или закрепления знаний учащихся.

Контролирующий вариант - содержит аналогичные задания, но без подсказок. В конце работы автоматически выставляется оценка, которую получил ученик. В ходе тестировании, на слайдах, в левом углу высвечиваются цифры, показывающие, число правильных ответов.

Тест содержит в качестве вспомогательного материала "Периодическую систему Д.И.Менделеева".

Тест "Первоначальные понятия органической химии" (Приложение 2)

Тест контролирующего характера. В конце работы автоматически выставляется оценка, которую получил ученик. Содержит картинки, химические формулы, анимационные фрагменты. Включает понятия "изомеры", "гомологи", "номенклатура углеводородов".

Схема образования теста с одним ответом и автоматическим выставлением оценки

Тест "Кислоты 8 класс" (Приложение 3)

Тест может использоваться на отдельных этапах урока в качестве закрепления изученного материала отдельными частями (каждый слайд это отдельное тестирующее задание), как контролирующий, а так же для домашней подготовки учащихся по теме "Кислоты". Оценка автоматически не выставляется, но учитель может проверить все выполненные задания, до нажатия кнопки "выход". Тест составлен с использованием "триггеров".

Тест входят задания:

На составление химической формулы кислоты Слайд 3 при неправильно выбранном индексе, все цифры исчезают. При правильном ответе индекс направляется на свое место. Результат тестирования виден по количеству формул записанных с индексами.

Номенклатура кислот Слайд 4 - из трех предложенных названий кислот, необходимо выбрать то, которое соответствует написанной формуле кислоты. При не правильном ответе все названия кислот в ряду исчезают. Слайд 5 - тест работает по аналогии, но в обратном порядке: названию кислоты надо выбрать соответствующую формулу.

Слайд 6 - "Третий лишний". Из трех представленных веществ необходимо выбрать кислоту. При неправильном ответе весь ряд исчезает. При правильном - кислоты выстраиваются в столбик.

Слайд 7 - предполагает знания учащихся об окраске индикаторов в кислой среде. При правильном ответе кислота в пробирке окрашивается, при неправильном - все исчезает.

Слайд 8 - предполагает знание химических свойств кислот. Необходимо дописать уравнения реакции. При нажатии на правильный ответ, вещества перемещаются на свое место в уравнении, при неправильном ответе - все формулы исчезают.

Слайд 9 - техника безопасности. Работает по аналогии.

Опыт показывает, что учащиеся с большим желанием проходят такие тесты, сами подходят к учителю и просят пройти тот или иной тест, т.к. желают проверить свои знания. Соответственно повысилась мотивация и качество обучения.