В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности, которую должен решать и каждый учитель начальных классов. Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран) говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению “Чтение — безопасность России”. Сейчас решается не просто участь детского чтения, решается судьба России, ее интеллектуальной мощи. Три составляющих - семья, школа, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом. Необходимо объединить все усилия для того, чтобы будущее наших детей было счастливым и успешным. Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. Значит ли это, что он тут же начинает любить чтение? Конечно же, нет. Как помочь ребенку перевалить через эту таинственную “точку Икс”, за которой ему откроется новый чудесный мир - мир книг? Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные умения в системе работы по литературному образованию школьников обнаруживается недостаточность разработки методики, обеспечивающей высокий эмоционально-эстетический уровень процесса чтения. Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребенку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения, навыки ребенка, а не на его индивидуальное развитие. В сельскую школу приходят 70% детей, у которых не развит интерес к чтению. Таким образом, столкнувшись с этой проблемой, я стала решать ее в сотрудничестве с родителями и детской библиотекой.
Поэтому и целью моей работы стало создание оптимальных условий для формирования устойчивого читательского интереса на основе сотрудничества с семьей и детской библиотекой.
Пытаясь формировать интерес к творческому чтению возникла идея создать свой театральный кружок. Через его деятельность формируется интерес к чтению через творческое чтение; приобщает ребят к миру красоты и добра; развивает творческие способности младших школьников; привлекает детей к участию во внеклассной работе, библиотечным мероприятиям.
Совместно с детьми было решено показывать инсценировки, небольшие сказки, а в будущем - спектакли перед родителями класса. Однако позже ставили театральные представления и перед учащимися начальной школы, общешкольных родительских собраниях, районных праздниках. Конечно, в1–2-х классах, репертуар подбирался педагогом. В основном это был народные сказки “Теремок”, “Петушок и бобовое зёрнышко” и др. Сначала проводилась работа с текстом: дети читали его целиком про себя, затем выразительно вслух, по ролям. Обсуждали замыслы произведения, характеры героев, мотивы их поступков и действий. Лишь потом ребята учили роли, репетировали.
Начиная с третьего класса, дети сами стремились найти и выбрать произведение, по которому могли бы поставить спектакль. Отрадно было то, что они всегда спрашивали совета, подсказки, мнения педагога или библиотекаря.
Серьёзный успех пришёл к ребятам, когда был поставлен спектакль по сказке С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”. Затем были спектакли по произведениям Н.Носова, спектакль “Иван-богатырь и Царь-девица”, “Злые феи”, “Зимняя сказка” и многие другие.
Стремясь сделать спектакль зрелищным, красочным дети сами стараются придумать сценические эффекты, световое оформление. А совместно с родителями шьют костюмы, готовят декорации. В этом году был поставлен спектакль “Сказки кошки Мурёны”, где актёрами являлись родители. Дети с замиранием следили за игрой артистов, переживали за них, чувствовали ответственность за своих мам и пап, наслаждались спектаклем. Конечно, после таких выступлений каждому ребёнку хочется попробовать свои силы на сцене.
Задачу привития детям интереса к чтению можно решить и при помощи коллективных творческих мероприятий, куда вовлекаются как дети, так и их родители. Например, стало доброй традицией проведение Новогоднего праздника в “Сказочном лесу”. Родители проявляют большую активность, сами составляют сценарий, сами являются артистами- сказочными героями. А глаза детей во время праздника светятся гордостью за своих пап и мам. Такая работа приносит свои плоды - в классе формируется не только дружный коллектив учащихся, но и дружный коллектив их родителей. Это во многом облегчает проведение воспитательной работы и делает всех союзниками.
Каковы же слагаемые успеха? Прежде всего, интерес к книге, увлечённость, творческое чтение, огромное желание играть на сцене и бесконечный труд. Спектакли побуждают детей к интенсивному творческому чтению. Творческое чтение ведёт к духовному развитию ребёнка и обогащает его внутренний мир.
В целях расширения кругозора целесообразно развивать представление детей о видах театрального искусства (кукольный, музыкальный, драматический). Ближайшие к нашему посёлку театры находятся в г. Вологде. В пepвом классе дети в восторге от постановок в театре “Теремок”, во втором и третьем – восхищаются игрой актёров Драматического театра, а в четвёртом - с нетерпением ждут посещения Театра для детей и молодёжи. Перед поездкой в театр дети обычно идут в библиотеку, берут книгу, читают произведение, по которому поставлен спектакль. В этом году наоборот, ученики побывали на премьере спектакля по книге А.Хайта “День рождения кота Леопольда”. Постановка настолько заинтересовала детей, что им самим захотелось прочитать книгу, вновь встретиться с любимыми героями.
Безусловно, занятия в театральном кружке нравятся детям - они формируют интерес к чтению, приобщают к миру красоты и добра, а также творчески развивают детей.
Семнадцать лет назад с целью активизации читательской деятельности детей совместно с детской библиотекой был организован Клуб семейного чтения. Он был создан для того, чтобы: научить детей любить и ценить книгу, привлекать родителей и детей к использованию неисчерпаемых средств литературы в деле воспитания, вернуть в семью старинную традицию чтения вслух, чтобы библиотека для детей, родителей и учителя стала общим домом, куда хотелось бы зайти за любимой книгой, где можно найти поддержку и понимание.
Клубная работа является одной из действующих, но наиболее сложных форм руководства детским чтением. Каждый ребёнок, посещающий клуб может предложить свою тему, программа клуба составляется всеми участниками. Выбираются самые интересные и важные, по мнению ребят, темы. А начиналось всё с самых лёгких библиотечных форм работы со сказкой. Это были мини- обзоры и викторины, небольшие, но увлекательные по своему содержанию игры-путешествия. Библиотекари брали за основу правило: “Развлекая, привлекай!”. И многолетняя жизнь Клуба в стенах библиотеки доказала его правильность. Занятия Клуба семейного чтения проводятся один раз в четверть, а формы их проведения разнообразны. После совместной разработки каждого занятия Клуба обязательно проводятся встречи с членами родительского комитета. И хотя учитель и библиотекари предлагают свой план проведения, родители всегда что-то дополняют, их мнение всегда учитывается. При встрече с родителями распределяются обязанности, ведь учителю и библиотекарю провести многоплановое мероприятие трудно. Подготовительная работа проводится в кругу семьи. К заседанию готовятся заранее. По вечерам в семье проходит громкое коллективное чтение рассказов, сказок, стихов на заданную тему. Ведутся оживлённые беседы по содержанию прочитанных произведений. Ребята вместе с родителями находятся в постоянном поиске, кто-то из них сочиняет по опорным словам стихи, кто-то рассказы из 15-20 слов, начинающихся на одну и ту же букву, ищут загадки, пословицы, поговорки на тему занятий.
Так в этом году, дети совместно с родителями писали рассказы о своей семье, оформляли их в книгу. Получились интересные, красочные издания о традициях семей, их увлечениях, интересах, талантах, путешествиях, о сокровенных мечтах. Дети гордятся своей семьёй, создаётся атмосфера увлечённости, деятельности, сплочённости.
На занятиях Клуба семейного чтения практикуются презентации книг, обсуждаются произведения, детские периодические издания, например, журнал "Пёс и кот", “Свирель”, “Миша”, “Мурзилка” и многие другие. Проводятся конкурсы, литературные викторины, игры “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Счастливый случай”, “Звёздный час”, турниры знатоков с обязательным подведением итогов и награждением победителей (личное первенство, командное, семейное). Родители стараются принимать активное участие во всех конкурсах и играх. Например, к занятию Клуба семейного чтения, посвященному устному народному творчеству, детям и родителям было дано задание сочинить загадку, подготовить считалку, закличку, небылицу или инсценировать сказку, потешку. Выполнение этих заданий осуществляется под руководством учителя, частушки и русские народные песни дети разучивают вместе с учителем музыки.
Юным читателям нравится Клуб, на занятиях в котором всегда уютно; маленький человечек может прийти, расслабиться, послушать, посмотреть, помечтать, увидеть любимого героя, пообщаться не только с теми, кого знает, но и познакомиться с новыми людьми. Общаясь с детьми, сотрудники библиотеки применяют разные подходы к каждому ребёнку, сохраняя традиции, продолжая искать новые формы работы с книгой. Интерес к книге, любовь к чтению и уважение к живому слову развивает творческую фантазию детей, сплачивает их в единую дружескую семью, в которой чтение- это увлекательное и захватывающее занятие.
Кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.
Совместная плодотворная работа школы, семьи и детской библиотеки в данном направлении показала следующие результаты:
- к концу обучения на начальной ступени у детей удалось сформировать устойчивый читательский интерес.
- благодаря театральным постановкам, внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей;
- Клуб семейного чтения дал возможность детям расширить круг чтения. Ребята стали глубже вникать в произведение, обращать внимание на язык автора , объективно оценивают поступки персонажей и мотивы их действий, одновременно с героями научились сопереживать, разделять радость и боль;
- ученики принимают активное участие в школьных и районных конкурсах чтецов и занимают призовые места
- учителя - словесники среднего звена положительно отзываются о бывших моих выпускниках.
Формирование подлинного читателя – долгая, кропотливая работа, требующая профессионализма, творчества и понимания поколений, без которых невозможно воспитание зрелой личности. Я рада, что мои усилия не проходят напрасно. Мои ученики умеют читать книгу, понимать её и ценить.