Обобщающий урок географии по теме "Литосфера"

Разделы: География


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: урок-игра.

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Литосфера”

Задачи:

  • Образовательные: повторить и систематизировать знания по пройденной теме, обобщить и создать целостное представление о литосфере.
  • Развивающие: развить пространственное мышление, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации, повысить мотивацию к изучаемому предмету.
  • Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к природе,

Методы: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.

Средства обучения: физическая карта мира, атласы, раздаточный материал (жетоны, коллекции полезных ископаемых, вопросы на бумаге для команд, контурные карты), таблица “Строение земной коры”, картины гор.

Структура урока.

Девиз: География – наука путешествий и открытий (написано на доске)

  1. Организационный момент (организация класса, постановка цели задач и урока, объяснение правил игры). На команды класс заранее делит учитель. Он же даёт задание, придумать название команды.

За оригинальность названия команды даётся от 1 до 2 баллов.

Учитель:

Есть на всё в программе мера.
Наша тема “Литосфера”
Завершилась как ни жаль,
И теперь зовёт нас в даль
“Гидросфера” - оболочка,
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
Раз игра, то есть Затейник.
Я сегодня – коробейник.
У меня “товар” по теме,
На покупку будет время.

  1. Основной этап урока:

“Ярмарка”

В лотке из картона, обклеенном картинками по теме, лежат вопросы, которые учитель будет использовать на уроке. Они написаны на карточках с изображением минералов. Учитель сам раздаёт вопросы поочерёдно. За каждый верный ответ команда, участник которой отвечал на вопрос, получает жетон красного цвета-3 балла.

Учитель:

Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните, для примера,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно.
А ещё нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?

Обучающиеся определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождение. Можно давать не только экспонаты из школьной, уже знакомой, коллекции, но и новые образцы. Это вызовет большую заинтересованность. Уместно спросить, в чём разница между минералом и горной породой.

На столе несколько окаменелостей с отпечатками древних папоротников, цветов.

Отпечатаны листочки
На породах древних лет.
У кого родились строчки
Описать их? Кто поэт?

“Стихоплёт…” (Проверяется “пробы пера” - домашнее задание.)

Обучающиеся (приблизительные варианты)

Далёкое время
Застыло на камне,
А мы прикоснулись к нему.
Попала к нам в руки
Великая тайна,
Мы сбросим веков пелену.

Учитель показывает на карту, говорит:

Неровна поверхность
Нашей планеты:
Здесь материк,
А здесь - впадина, дети.
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?

Обучающиеся говорят, что и на материках, и в Мировом океане есть равнины и горы. По внешнему виду обучающиеся определяют вулканы, как они образуются, их строение.

Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины?
А какие суперсилы
Их в движенье приводили?
С давних гор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?

Обучающиеся с помощью карты называют горы, объясняют, как пользоваться шкалой высот, и называют принцип деления гор по высоте.

Учитель:

А теперь, друзья, сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.

Называются низменные равнины, возвышенности и плоскогорья.

Учитель:

И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может, верное решенье
Нам подскажет их строенье.

 Приложение 1. По цветным фотографиям обучающиеся определяют, что это вулканы, и рассказывают о строении вулканических гор.

Учитель:

А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне “бывал не раз”,
Дайте образный рассказ.

“Морской бой”

Учитель:

Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках.

  • 62º с. ш., 150º з. д. (Мак-Кинли );
  • 31º ю. ш., 70º з.д. (Аконкагуа);
  • 3º ю. ш., 38º в.д (Килиманджаро);
  • 29º с. ш., 87º в.д. (Джомолунгма);
  • 77º ю.ш., 170º в.д (Эребус)

Ответы дают поочерёдно. Наносят на контурную карту эти географические объекты. За каждый верный ответ получают жетон синего цвета, который оценивается в 2 балла.

Учитель:

А теперь словарь по теме.
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Говорите лишь ответы.

“Угадайка”

Первым отвечает участник той команды, который первый поднял руку. За каждый верный ответ команда получает жетон жёлтого цвета, который оценивается в 1 балл.

Он растёт из года в год.
Он полей равнинных враг,
Как зовут его? (Овраг)

Чтоб узнать глубины вод,
Что применим? (Эхолот)

По пустыне гонит ветер
Горы жёлтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка. (Барханы)

Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла? -
Ещё вопрос вам от меня. (Вулканы)

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен? (Гейзер)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

“Четвёртый лишний”

Учитель:

Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали?
Докажите, как узнали.

Обучающиеся должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия, и определить лишнее слово.

  1. Ядро, мантия, впадина, земная кора.
  2. Вершина, дюны, барханы, овраг.
  3. Подошва, склон, вершина, отмель.
  4. Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.
  5. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
  6. Низменность, перевал, гребень, хребет.

Игра-соревнование “Восхождение на гору” Приложение 2.

На двух склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карточки с пятью вопросами. Если ответы верные, обучающийся продвигает свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершине.

Ответы дают попеременно. В случае неверного ответа на следующий пункт продвигаться нельзя.

Учитель:

Восхождение на гору
Только тем ребятам впору,
Кто объект найдёт на карте.
В путь!
Счастливого вам старта!

Вопросы первой команде:

  1. На каком материке расположены самые высокие горы?
  2. Где больше вулканов: на суше или на дне океанов? Ответ обоснуйте.
  3. Как называются горы разделяющие две части света?
  4. Покажите на карте холмистую равнину? Как она называется?
  5. Что такое рельеф?

Вопросы второй команде:

  1. Дайте определение терминам “горы”, “равнины”.
  2. Назовите самую большую низменность Земли?
  3. Чем отличаются действующие вулканы от потухших?
  4. Каковы причины землетрясения?
  5. Как называются самые протяжённые горы планеты?
  1. Завершающий этап урока.

Подсчитываются очки, выбирается команда победительница. Выставляются оценки.