Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-игра.
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Литосфера”
Задачи:
- Образовательные:
Методы: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.
Средства обучения: физическая карта мира, атласы, раздаточный материал (жетоны, коллекции полезных ископаемых, вопросы на бумаге для команд, контурные карты), таблица “Строение земной коры”, картины гор.
Структура урока.
Девиз: География – наука путешествий и открытий (написано на доске)
- Организационный момент (организация класса, постановка цели задач и урока, объяснение правил игры). На команды класс заранее делит учитель. Он же даёт задание, придумать название команды.
За оригинальность названия команды даётся от 1 до 2 баллов.
Учитель:
Есть на всё в программе мера.
Наша тема “Литосфера”
Завершилась как ни жаль,
И теперь зовёт нас в даль
“Гидросфера” - оболочка,
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
Раз игра, то есть Затейник.
Я сегодня – коробейник.
У меня “товар” по теме,
На покупку будет время.
- Основной этап урока:
“Ярмарка”
В лотке из картона, обклеенном картинками по теме, лежат вопросы, которые учитель будет использовать на уроке. Они написаны на карточках с изображением минералов. Учитель сам раздаёт вопросы поочерёдно. За каждый верный ответ команда, участник которой отвечал на вопрос, получает жетон красного цвета-3 балла.
Учитель:
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните, для примера,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно.
А ещё нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?
Обучающиеся определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождение. Можно давать не только экспонаты из школьной, уже знакомой, коллекции, но и новые образцы. Это вызовет большую заинтересованность. Уместно спросить, в чём разница между минералом и горной породой.
На столе несколько окаменелостей с отпечатками древних папоротников, цветов.
Отпечатаны листочки
На породах древних лет.
У кого родились строчки
Описать их? Кто поэт?
“Стихоплёт…” (Проверяется “пробы пера” - домашнее задание.)
Обучающиеся (приблизительные варианты)
Далёкое время
Застыло на камне,
А мы прикоснулись к нему.
Попала к нам в руки
Великая тайна,
Мы сбросим веков пелену.
Учитель показывает на карту, говорит:
Неровна поверхность
Нашей планеты:
Здесь материк,
А здесь - впадина, дети.
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?
Обучающиеся говорят, что и на материках, и в Мировом океане есть равнины и горы. По внешнему виду обучающиеся определяют вулканы, как они образуются, их строение.
Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины?
А какие суперсилы
Их в движенье приводили?
С давних гор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?
Обучающиеся с помощью карты называют горы, объясняют, как пользоваться шкалой высот, и называют принцип деления гор по высоте.
Учитель:
А теперь, друзья, сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.
Называются низменные равнины, возвышенности и плоскогорья.
Учитель:
И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может, верное решенье
Нам подскажет их строенье.
Приложение 1. По цветным фотографиям обучающиеся определяют, что это вулканы, и рассказывают о строении вулканических гор.
Учитель:
А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне “бывал не раз”,
Дайте образный рассказ.
“Морской бой”
Учитель:
Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках.
- 62º с. ш., 150º з. д. (Мак-Кинли );
- 31º ю. ш., 70º з.д. (Аконкагуа);
- 3º ю. ш., 38º в.д (Килиманджаро);
- 29º с. ш., 87º в.д. (Джомолунгма);
- 77º ю.ш., 170º в.д (Эребус)
Ответы дают поочерёдно. Наносят на контурную карту эти географические объекты. За каждый верный ответ получают жетон синего цвета, который оценивается в 2 балла.
Учитель:
А теперь словарь по теме.
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Говорите лишь ответы.
“Угадайка”
Первым отвечает участник той команды, который первый поднял руку. За каждый верный ответ команда получает жетон жёлтого цвета, который оценивается в 1 балл.
Он растёт из года в год.
Он полей равнинных враг,
Как зовут его? (Овраг)Чтоб узнать глубины вод,
Что применим? (Эхолот)По пустыне гонит ветер
Горы жёлтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка. (Барханы)Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла? -
Ещё вопрос вам от меня. (Вулканы)Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен? (Гейзер)Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)
“Четвёртый лишний”
Учитель:
Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали?
Докажите, как узнали.
Обучающиеся должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия, и определить лишнее слово.
- Ядро, мантия, впадина, земная кора.
- Вершина, дюны, барханы, овраг.
- Подошва, склон, вершина, отмель.
- Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.
- Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
- Низменность, перевал, гребень, хребет.
Игра-соревнование “Восхождение на гору” Приложение 2.
На двух склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карточки с пятью вопросами. Если ответы верные, обучающийся продвигает свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершине.
Ответы дают попеременно. В случае неверного ответа на следующий пункт продвигаться нельзя.
Учитель:
Восхождение на гору
Только тем ребятам впору,
Кто объект найдёт на карте.
В путь!
Счастливого вам старта!
Вопросы первой команде:
- На каком материке расположены самые высокие горы?
- Где больше вулканов: на суше или на дне океанов? Ответ обоснуйте.
- Как называются горы разделяющие две части света?
- Покажите на карте холмистую равнину? Как она называется?
- Что такое рельеф?
Вопросы второй команде:
- Дайте определение терминам “горы”, “равнины”.
- Назовите самую большую низменность Земли?
- Чем отличаются действующие вулканы от потухших?
- Каковы причины землетрясения?
- Как называются самые протяжённые горы планеты?
- Завершающий этап урока.
Подсчитываются очки, выбирается команда победительница. Выставляются оценки.