Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия химических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления естественнонаучного профиля, что подтверждают результаты промежуточного контроля.
Но уроки химии имеют высочайший развивающий потенциал. Содержание теоретического материала и формируемые параллельно специфические умения и навыки эффективно способствуют становлению и развитию интеллектуальных психических процессов. Исключительно важно, чтобы учитель постоянно ориентировался на интеллектуальное развитие учеников как на важнейшую цель уроков химии.
Опыт преподавания химии в образовательных учреждениях различного уровня (средняя школа, НПО, СПО) позволяет сделать вывод, что важнейшим условием эффективной реализации развивающего потенциала уроков химии является взаимосвязь вводимых теоретических положений и одновременно формируемых практических навыков. С первых уроков важно формировать именно интеллектуальный интерес, привычку постоянно мыслить, преодолевать инертность мыслительных процессов, анализировать учебные и бытовые ситуации, самостоятельно делать выводы и обосновывать свою точку зрения. “Обучение… имеет образовательное значение только тогда, когда оно приучает к анализу мысли посредством анализа средств выражения. Изучая средства выражения, мы изучаем выражаемое”. (Л.В. Щерба)
Ведущим методом обучения с первых уроков становится проблемный диалог, а главными педагогическими заповедями – не говорить за ученика того, что он в состоянии сказать сам и создавать на уроке ситуации, в которых проявляется эвристическая деятельность, целенаправленно развивающая интеллектуальные способности учащихся.
Через участие в проблемном диалоге ученик осознает, что химия – неотъемлемая часть его жизни, а он сам – связующее звено между теорией и практикой, химией и жизнью. Он способен активно участвовать в процессе познания и через грамотное применение химических знаний может улучшать качество собственной жизни, так как именно на химической теории основаны принципы здорового образа жизни, экологической безопасности и рациональной организации быта. Теоретические выводы, сделанные учеником самостоятельно, усваиваются очень эффективно. При этом важно, чтобы теория излагалась учителем грамотно и четко, с оптимальным сочетанием научности и доступности, чтобы были созданы условия для ее усвоения. Должны быть организованы демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, видеоиллюстрации, создание электронных презентаций учебного материала, организована проектная деятельность учащихся, основной идеей которой является принцип “Все из жизни, все для жизни”. Необходимо максимально использовать возможности расчетных и качественных задач для усвоения теоретических понятий, так как работа с химическими задачами существенно способствует развитию мыслительных операций.
Становлению таких психических процессов, как воображение, концентрация внимания, креативность, и развитию интереса к урокам химии помогают практикуемые нестандартные уроки химии: “лекция – концерт”, “лекция – провокация”, учебные конференции, педагогическая мастерская, защита проекта и др.
Проблема развития мыслительного процесса стоит очень остро в современном мире. Мною разработана рабочая тетрадь “Развиваем мышление на уроках химии”, в которой представлена система упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей, требующих анализа мысли, выраженной и химическим, и русским языком. Такой анализ помогает активизировать мыслительную деятельность и углубить понимание изучаемого материала (см. приложение 1).
“В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система ЗУНов, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах”. Компетентностный подход требует значительного интеллектуального развития: основ логического и абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, гибкости, критичности, толерантности мышления. Педагог должен быть организатором мыследеятельности учащихся. Все многообразие приемов и методов должно быть подчинено главной цели – научить учиться. Конкретные знания в области науки можно забыть, а умение мыслить остается с человеком навсегда.
Химия – не цель, а средство формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия).
“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”. (А. Дистервег)