Элективный курс предназначен для учащихся гимназий, прошедших специальный отбор в I и VIII классах, и рассчитан на изучение в течение 1 учебного года, т. е., 58 учебных часов. Занятия начинаются с III недели сентября. Форма обучения: групповые и\или индивидуальные занятия.
В МОУ “Гимназия №4” существует дидактическая полилингвистическая среда, созданная путём изучения русского, чувашского, английского и немецкого языков и преподавания ряда предметов на английском языке. Исходя из специфики общеобразовательного пространства гимназии, ориентированной на гуманитаризацию образовательного процесса и с учётом тесных международных контактов с зарубежными школами, по заказу учащихся была создана эта программа. При создании учитывались следующие моменты:
современный уровень международного общения, расширение международных контактов ставит вопрос о необходимости изучения двух и более иностранных языков;
испанский язык в настоящее время является одним из пяти рабочих языков ООН, на нём говорят порядка 275 млн. человек (Испания и 18 стран Латинской Америки), культура испаноговорящих стран – неотъемлемая часть культуры человечества;
право учащихся гимназии на изучение предметов по выбору, в соответствии с “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года”, предусматривающей профильное обучение на старшей ступени;
безоценочность элективного курса и разновозрастной состав группы (8-10 классы) создает благоприятную психологическую атмосферу для успешного прохождения курса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Цели и задачи элективного курса, в рамках выполнения задачи гимназии по развитию способностей школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур, а также для более успешной социальной адаптации учащихся, таковы:
коммуникативное и социокультурное развитие школьников для подготовки к межкультурному общению, к использованию испанского языка как средства самообразования и саморазвития личности ребёнка, ознакомления с особенностями жизни, быта и культуры испаноговорящих стран;
коммуникативное и социокультурное развитие в процессе ознакомительного этапа изучения испанского языка, в свою очередь, направлено на:
развитие у учащихся языковой культуры описаний на испанском языке;
овладение речевым этикетом;
обучение технике работы с иноязычной справочной литературой;
использование опыта изучения первого иностранного языка;
обучение способам самонаблюдения за своим языковым развитием.
ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА
заложить основу для самостоятельного или иного изучения испанского языка;
с учётом полученных социокультурных и речевых знаний адекватно реагировать в рамках культурологических и речевых ситуаций;
умение понимать и ценить как иноязычную, так и родную культуру, что является междисциплинарным стержнем обучения этике межличностного общения, а также залогом последующей успешной социальной адаптации прошедших элективный курс учащихся.
РЕАЛЬНО ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гимназисты, посещавшие занятия в 2000\2001, 2001\2002, 2002\2003 и 2005\2006 учебных годах:
овладели чтением и письмом, техникой слогоделения и переноса, интонированием;
оперируют такими грамматическими категориями, как Presente de Indicativo, Preterito Perfecto, Futuro Simple (времена плана настоящего), грамматическими конструкциями ser + сложное дополнение, ir + а + infinitive, estar + participio pasado;
свободно ориентируются в формулах речевого этикета;
овладели словарным запасом порядка 350-400 лексических единиц;
адекватно общаются в рамках предложенного программой элективного курса ряда тем;
реально заинтересованы в продолжении обучения, как в сфере углубления уровня владения языком, так и в плане расширения культурологических знаний.
Многие из них, уже являясь студентами ВУЗов, продолжают изучение языка, в т.ч. самостоятельно.
Практика показала, что отдельные группы с более высокой мотивацией овладевают большим объёмом знаний, включая как более широкий запас лексических единиц, так и большее количество грамматических категорий.
Тем не менее, задачей курса не является ускоренное выведение учащихся на продвинутый уровень. В значительной степени, как уже было отмечено, в эту задачу входит обеспечение базового уровня лингвострановедческих компетенций.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Прежде всего, это коммуникативно-речевое развитие учащихся:
знакомство со звуковым строем испанского языка;
знакомство с правилами чтения, словесного ударения, слогоделения;
освоение техники чтения (слитного произнесения звуков в речевом потоке, ударений в мелодических группах и основных интонационных моделях);
отработка некоторых грамматических явлений, таких, как: времена плана настоящего (Presente de Indicativo, Preterito Perfecto, Futuro Simple) изъявительного наклонения, формы артиклей, местоимения и т.п., что будет подробно расписано в предлагаемом ниже учебно-тематическом плане;
усвоение основных стереотипных реплик, выработка речевых реакций на определённые жизненные ситуации;
максимальное расширение словарного запаса в рамках затрагиваемых тем.
БИБЛИОГРАФИЯ
- 1. Гонсалес-Фернандес и др., “Самоучитель испанского языка” Москва, изд. ВШ, 1991
- Канонич С. И., “Грамматика испанского языка. Практический курс” Москва, изд. “Менеджер”, 1998
- Шишков В.В. “Испанская лексика” Москва, ЗАО “Славянский дом книги”, ООО “ИП Лотос”, 2004
- Георгий Нуждин, Анна Комарова “75 устных тем по испанскому языку”, Москва, изд. “Айрис-пресс” 2006
- Мардыко М. Н., Душевсий А. А. “Испанский язык”, МН “ТетраСистемс”, 2006