Время дворцовых переворотов

Разделы: История и обществознание


 

Цели урока:

  • Закрепление понятий « дворцовые перевороты»
  • Их место и роль в истории России XVIII века.
  • Роль гвардии.
  • Закрепление умений: анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитание уважения к исторической личности.

План проведения урока.

  1. От Петра Великого до Елизаветы Петровны. Отступление или успокоение общества?
  2. Феномен « дворцовых переворотов»:
    • Причины
    • Повод
    • Движущие силы
  1. Время Елизаветы Петровны.
  2. Петр III.

Ход урока.

1. От Петра Великого до Елизаветы Петровны. Отступление или успокоение общества?

Тему можно начать с оценки В.О.Ключевского « Россия отдыхает от Петра»

Бесконечная война, бесконечная служебная лямка, непосильные поборы, изможденный народ. Нужно время для восстановления сил.

2. Дворцовые перевороты.

Вопросы учащимся:

  • Вспомните, что такое дворцовые перевороты, назовите их (время, имена императоров)
  • Можно ли согласиться с выделением такого периода « дворцовых переворотов»: 1725 – 1825гг.?
  • Было ли что-то положительное в период 1725 – 1762гг? Если успехи были, на чем они основывались?

Причины переворотов.

  • Объективные: Реформы Петра вели к дальнейшему отчуждению власти от общества.
  • Субъективные: Петром нарушен принцип престолонаследия. Погиб сын, наследник престола. Император сам назначает наследника. Нарушена традиция. Расширен круг возможных претендентов на престол. Петр заложил возможность дворцовых переворотов.

Движущие силы переворотов.

Дворцовый переворот – это тот момент, когда часть дворянства в прямой форме реализует свое право решать судьбу страны. За переворотом стояли личные амбиции дворян.

Главной силой переворотов была гвардия, «люди государственные», служилые, из разных сословий, не только дворяне, но все считавшие себя близким к двору и осознававшими свою ответственность за судьбу России.

Задание для учащихся: Заполните таблицу.

Переворот Годы Лишение власти Приход к власти Особенность переворота
         

3. Попытки ограничения самодержавия.

Вопросы к учащимся:

  • Уже в правление Екатерины I выявились тайные намерения знати ограничить самодержавие.
  • Что собой представляла элита общества, знать?

В допетровские времена это была «породистая» аристократия. Прежде всего, члены Боярской думы. В петровские времена – чиновничья знать. Во времена Екатерины I эта знать стала стремиться к ограничению самодержавия «по слабости императрицы».

Вопросы к учащимся:

  • Вспомните, как появилась на торне Анна Иоанновна?
  • Что такое « кондиции»? Кто их выдвинул?
  • Какие последствия они могли бы иметь для политической жизни России?
  • Согласились бы вы с оценкой событий 1730г. как «упущенного шанса»?

Попытка верховников не удалась, поскольку гвардия, армия, широкие слои дворянства полагали, что лучше быть холопами одного императора, чем у многих (аристократическая республика). Выступление верховников с кондициями не подержал Сенат, церковь, генералитет. На эти силы и опиралась Анна Иоанновна. Разорвав кондиции и восстановив самодержавие.

Анна Иоанновна привела с собой много немцев. Они были подданными России (прибалтийские), кроме того, русское дворянство не желало служить, сначала спокойно уступало места немцам. Но затем все настойчивее стали звучать лозунги патриотизма, идеи возвращения к петровским основам. Результатом стал дворцовый переворот, приведший к власти Елизавету Петровну, дочь Петра.

Вопросы к учащимся:

  • Вспомните, как Елизавета Петровна пришла к власти?
  • Кто ее поддерживал
  • Каковы были цели и ход военного переворота?
  • Вспомните: какие новые явления в культурной жизни Росси появились в период правления Елизаветы Петровны?
  • Имена, каких людей, прославивших Россию, вы можете вспомнить?

4. Петр III и переворот 1762 г.

В личном плане Петр III – антипод Екатерины II. В политическом – ее предшественник.

Воспитанный в Гольштинии, он нес в себе черты германского правителя. Став императором, Петр III одновременно делал уступки дворянству в духе Просвещения и совершал несуразные поступки.

Из дворцовых переворотов Екатерина II извлекла важный вывод: важен имидж монарха (репутация как говорили в XVIII в.) Репутацию Петра III,а затем и Павла I создала сама Екатерина II. 

Вопросы и задания для учащихся:

  1. Почему дворцовые перевороты являются символом XVIII века?
  2. Согласились бы вы с мнением, что ряд переворотов совершены загнанными в угол людьми (Елизаветой I, Екатериной II) и они вынуждены были пойти на переворот?
  3. Какова роль гвардии в дворцовых переворотах?
  4. Прочитайте «Оду на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова.

Как характеризует время Елизаветы Петровны М.В. Ломоносов?

Войне поставила конец…
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елизавета.

Сравнивая Елизавету с Петром, Ломоносов утверждает: 

Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает.
Довольства муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь. 

Согласились бы вы с этим утверждением? Приведите ваши аргументы.

5. Выводы по уроку.