Цели:
Обучающие:
- Дать представление о причинах смены времен года на планете.
- Показать особенность жизни на земле связанную с космическим воздействием.
- Познакомить с произведениями С. Прокофьева и Г. Свиридова.
Развивающие:
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
- Развивать воображение, фантазию.
- Развивать чуткое понимание языка музыки.
Воспитывающие:
- Развивать эстетические чувства.
- Воспитать интерес и любовь к природе.
Оборудование: Сочинения и рисунки посвященные теме «Времена года». Магнитофон и диски с музыкой композиторов (Д. Пуччини, В. Вивальди, С. Прокофьева, Г. Свиридова, М. Мусоргского). Глобус. Костюмы для детей символизирующие «осень», «зиму», «лето», «весну», а также костюм для «Солнца». Карточки для игры «Птичьи разговоры». Фортепиано.
ХОД УРОКА
Каждая стена класса оформлена по временам года. Осень (пожелтевшие листья, рисунки и сочинения посвященные этому времени года). Зима (снежинки, елочки нарядные, сочинения и рисунки детей). Весна (птицы, полевые цветы). Лето (домик для «Солнца», бабочки,сочинения и рисунки.
Учащиеся заходят в театральную гостиную под музыку В. Вивальди. (Цикл «Времена года», часть 1, «Весна».)
У.: – Ребята, сегодня наш урок пройдет в театральной гостиной. А необычен он тем, что присутствовать на нем будут много гостей. Поприветствуем их!
У.: – Садитесь. (Учащиеся садятся за столы по группам - «весна», «зима», «осень», «лето».)
Итак урок окружающего мира и музыки. Тема урока «Смена времен года».
У.: – Ребята сколько времен года вы знаете и какие?
Д.: – Четыре. Зима, весна, лето, осень.
У.: – Молодцы ребята! Вспомнили все времена года и назвали их все правильно!
У.: – Обратите внимание, какое время года сейчас за окном?
Д.: – Зима.
У.: – Кому из вас хотелось^ы и почему чтобы зима была долгой.?
Д.: – Мне бы хотелось, потому что много праздников и подарков.
У.: – А кто думает по другому?
Д.: – Я хотел бы чтобы времена года менялись, потому что летом можно загорать и плавать.
У.: – Значит все таки большинство ребят хотят чтобы времена года менялись. И много причин для этого вы назвали.
У.: – Подумайте и ответьте? Что влияет на эти изменения на планете Земля?
Д.: – Я думаю Солнце.
У.: – Правильно, Солнце.
У.: – Смогла бы планета Земля существовать без Солнца?
Д.: – Я думаю нет.
У.: – Что произошло бы с планетой Земля, если бы лучи Солнца не касались ее?
Д.: – Произошли изменения. Все живые организмы погибнут.
У.: – Молодцы! Правильно думаете.
У.: – Тогда сделайте вывод. Что дает Солнце планете Земля? Самое главное?
Д.: – Дает свет, тепло, жизнь.
У.: – Я предлагаю вам отправиться в путешествие к самому Солнцу. Чтобы узнать, как влияет оно на нашу планету и почему происходит смена времен года. У.: – На чем мы с вами сможем долететь до Солнца?
Д.: – Мы сможем долететь на ракете.
У.: – Правильно согласна с вами.
У.: – Внимание! Готовимся к полету! Сядьте удобнее. Пристегните ремни! Закройте глаза! 3! 2! 1! Пуск!
(Звучит запись шума мотора взлетающего самолета.)
У.: – Внимание подлетаем. (Музыка утихает.)
Выходит к детям «Солнце».
C.: – Как много гостей! Я очень рада всех Вас видеть. Но откуда вы? Позвольте догадаться самой? Вы с планеты Земля! Как я рада нашей встрече! А что привело Вас ко мне?
Д.: – Мы хотели бы узнать, почему происходит на планете Земля смена времен года?
C.: – Я с удовольствием расскажу Вам об этом. Прежде чем начать свой рассказ. Хочу задать несколько вопросов о Солнце и о вашей планете Земля. (Задает вопросы.)
1. Какое космическое тело – Солнце?
Д.: – Звезда.
2. За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
Д.: – Этот промежуток составляет один год.
3. Почему происходит на планете Земля смена дня и ночи?
Д.: – Земля вращается вокруг своей оси.
4. За какой период времени планета Земля совершает полный оборот вокруг своей оси.
Д-За 24 часа.
5. Пространство, в котором находятся звезды и наша Солнечная система?
Д.: – Космос.
C.: – Молодцы ребята! Хорошо отвечали на вопросы. Видно очень любите вы свою планету Земля и меня Солнце.
C.: – Начну свой рассказ.
Все изменения на планете Земля связаны с расположением планеты Земля и Солнца в космосе.
Все вы знаете, что планета Земля вращается. Кто из вас продемонстрирует это движение планеты вокруг Солнца. («Солнце» встает в центр, ученик вращает глобус в своих руках вокруг оси и вокруг «Солнца».)
Солнце продолжает свой рассказ, (звучит Д. Пуччини. Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки». Оркестровый вариант.)
Совершенно верно планета Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки и вокруг своей оси. Первая причина смены времен года - обращение планеты Земля вокруг Солнца. Вторая причина очень важная в том, что планета имеет шарообразную форму и ось Земли немного наклонена. Поэтому солнечные лучи падают на Северное и Южное полушарие неравномерно. Когда Северное полушарие получает больше солнечного тепла и света там наступает лето, в тоже время Южном полушарии зима. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна.
У.: – Спасибо огромное Солнце за рассказ. Теперь знаем мы причины смен времен года. А более подробно ребята эту тему вы будете изучать на уроках физики, географии и астрономии.
Солнце тяжело вздыхает.
У.: – О, повелительница Солнечной системы что опечалило тебя, почему ты так тяжело вздыхаешь?
C.: – Моя давняя мечта - увидеть земные временны года вблизи. Какие они? Хороша ли Земля в разных нарядах? А может смена времен года приносит людям одни страдания?
У.: – Что ты, Солнце , разные времена года на Земле – Это так красиво! Столько музыкантов, поэтов, художников воспели в своих творениях эту красоту! Но как же тебе все это показать? Поможет музыка! Ребята, давайте вместе с Солнцем полюбуемся Зимой, ведь сейчас у нас на Земле царствует именно она. (Звучит музыка Прокофьева. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».) Во время музыки учитель проводит «Солнце» к зимнему столику, Солнце садится рядом с детьми.
У.: – Под эту музыку танцуют свой танец Фея Зима из балета Прокофьева «Золушка». А что было зимнего в этой музыке?
Д.: – Я услышал как падают и кружатся снежинки.
У.: – Правильно ребята! А я вижу, что ребята с зимнего столика хотят что-то еще добавить к портрету Зимы. Послушаем их.
Д.: – Мы приготовили загадки. Попробуйте их отгадать!
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины, (зима)
Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке, (снежинка)
Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою,
Но Солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет, (сосулька)
C.: – Спасибо ребята! Увидела я Зиму, как будто на Земле побывало. Холодна она,но бела да величава Красавица.
У.: – А нам уже пора в путь. Кто сможет по музыке угадать в какое время года мы поведем Солнце сейчас?
(Звучит музыка Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель», «Весна».)
Д.: – Это весна.
У.: – Правильно почувствовали те ребята, которые назвали Весну. Но как вы смогли догадаться?
Д.: – Я услышал как поют птицы.
Во время игры звучит музыка М.П. Мусоргского. Из цикла «Картинки с выставки».
Д.: – Я увидел как распускаются первые цветы.
У.: – Правильно ребята.
У.: – Весна время пробуждения природы. За чем наблюдали ребята готовясь рассказать о весне.
Д.: – Мы приготовили игру «Птичьи разговоры». Послушайте правила игры.
Каждая команда получает карточки с названиями разговора птиц. Я показываю карточку с названием птицы вы показываете карточку с ее разговором. Итак, внимание приготовились!
- ГУСИ – ГОГОЧУТ
- УТКИ – КРЯКАЮТ
- ВОРОНЫ – КАРКАЮТ
- ГОЛУБИ – ВОРКУЮТ
- СОВЫ – УХАЮТ
- СОЛОВЬИ – поют
- ЖУРАВЛИ – КРИЧАТ
- СИНИЦЫ – ЩЕБЕЧУТ
- ЛАСТОЧКИ – ПИЩАТ
C.: – Спасибо ребята! Полюбила я Весну как родную дочку. А у меня для вас сюрприз.
Встаньте. Повторяйте за мной!
– Солнышко, солнышко!
Золотое зернышко!
1, 2, 3, 4, 5,
Вышло солнышко гулять.
Луч – направо
Луч – налево
Луч – вверх
Луч – вниз
Луч – назад
И луч – вперед!
ВОТ!
Сели.
У.: – А мы продолжаем любоваться. Прослушав музыку с закрытыми глазами, попробуйте описать те картины, которые вы увидите перед собой. Эти картины могут быть самые разные.
(Слушают музыку С. Прокофьева. Монолог Феи Лета из балета «Золушка»)
Д.: – Я бегала по поляне,собирала цветы.
Д.: – Я увидел красивых бабочек.
У.: – Правильно ребята!
У.: – Дорогое Солнце присаживайся к этому столику. Ребята, вам слово.
Д.: – Мы приготовили пантомиму. Посмотрите внимательно и назовите, что происходит только в это время года. (Ученик изображает солнце, жару , ныряние в воду, кусание комаров.) Учащиеся угадывают и называют все движения.
(Во время пантомимы фоном звучит музыка М.П. Мусоргского. Из цикла «Картинки с выставки» «Сад Тюильри».)
C.: – Спасибо вам ребята! Увидела я чудесные летние пейзажи.
У.: – Солнце, посмотри как ярко горит рубашка у Миши, совсем как листья осенью. Унас на Земле осень часто называют Золотой! Но в музыке кроме золота мы услышим и увидим Еще что-то осеннее. Так что же это? (Звучит музыка П. И. Чайковского. Из фортепианного цикла «Времена года». «Октябрь». «Осенняя песнь».)
Д.: – Капает дождь. Падают листья.
У.: – Правильно, молодцы, но ведь осень - это не только грусть, прощание с теплом. Осень - это еще и богатый урожай овощей и фруктов. Предлагаю разучить маленькую попевку:
Осень, осень, овощи приносит.
У.: – Кажется, я догадываюсь что приготовили нам ребята с осеннего столика.
Д.: – Мы приготовили веселые частушки!
У меня фигурка тонка
И высокий каблучок
Я не буду есть котлеты
Мне пожарьте кабачок.
Д.: – Осень, осень, овощи приносит.
Мне миленочек прислал
К празднику записку
Что меня он обожает
Как салат с редиской
Д.: – Осень, осень, овощи приносит.
Не болеем больше гриппом
Не боимся сквозняка
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока.
Д.: – Осень, осень, овощи приносит.
Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять
Чтобы их носить на шее
Надо ей жирафом стать.
Д.: – Осень, осень, овощи приносит.
Стоит дедушка с корзинкой
На узорчатом крыльце
Раздает своим внучатам
Витамины ABC
Д.: – Осень, осень, овощи приносит.
C.: – Я благодарна и вам ребята за рассказ. Ну что ж, исполнилась моя мечта - увидела я времена года на вашей планете. Теперь знаю, какую красоту я помогаю создавать на земле и сердце мое полно радости.
У.: – Дорогое Солнце, нам пора возвращаться на Землю, а на прощанье от нас подарок -песня. (Дети одетые в разные времена года поют по куплету песню «Нарядная песенка», ел. П. Синявского, муз. С. Бодренкова. Класс поет припев.)
Когда зима как в зеркальце
В речной глядится лед
Волшебница метелица
Нам песенку поет
Припев: Земле родной, земле родной
И в поле, и в лесу
Такой наряд, такой наряд к лицу. (2 раза)
На первые проталинки
Подснежники спешат
Весенние хрусталинки
Капелями звенят
Припев тот же.
Нам дарит лето красное
Букеты васильков
И ленты семицветные
В кудряшках облаков
Припев тот же.
Деревья в золоте стоят
А в небе журавли
Кружится вальсом листопад
То осень у земли
Припев тот же.
(Звучит шум мотора взлетающего самолета. Солнце уходит.)
Итог урока: - Вот и закончилось наша встреча с Солнцем. Знаете вы теперь от чего происходит смена времен года на нашей планете?
Д.: – Это происходит по многим причинам. Движение Земли вокруг Солнца.
Д.: – Неравномерно падающие лучи Солнца на планету.
Д.: – Форма Земли шарообразная. ЕЕ ось наклонена.
У.: – Правильно ребята. Хорошо усвоили материал!
У.: – Спасибо ребята за вашу работоспособность на уроке! Оставайтесь такими же неравнодушными к красоте нашей планете! Урок окончен!
(Уход детей из класса под музыку «Нарядной песенки», играет на фортепиано педагог.)