Психолого-педагогическая помощь при освоении навыка чтения

Разделы: Школьная психологическая служба


Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом, навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения.

Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения подчинены смысловой стороне, пониманию. Чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию из читаемого текста, понять и осознать его смысл. Чтение можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Данный процесс включает следующие составляющие:

  • опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
  • слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
  • слияние нескольких слогов в слово;
  • интеграция нескольких прочитанных слов.

В основном, дети читают медленнее чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности слогослияния. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное эмоциональное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

  • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
  • нарушениями зрительно-моторной координации;
  • нарушением моторики, графомоторных навыков;
  • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
  • нарушением произвольного внимания;
  • нарушением памяти, особенно сужением слухоречевой памяти;
  • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, последовательности во времени, в речи;
  • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных и временных представлений.

Психолого-педагогическая помощь в преодолении вышеперечисленных трудностей представляет собой целостную систему работы и предусматривает три основные цели.

  1. Развитие и коррекция психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.
  2. Формирование навыка чтения.
  3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интересу к чтению.

Программа разделена на 2 блока:

  1. Формирование функционального базиса навыка чтения. Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:
  • пространственного восприятия, пространственных представлений;
  • зрительного восприятия, зрительной памяти;
  • слухового восприятия;
  • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
  • мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • зрительно-моторной координации;
  • сукцессивных способностей;
  • слухоречевой памяти;
  • произвольного внимания.
  1. Коррекция несовершенного навыка чтения. Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения как:
  • способность строгого побуквенного анализа слов;
  • быстрое различение похожих по написанию слов и букв;
  • способность схватывать целостные образы слов;
  • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
  • прогнозирование, опирающееся на смысл;
  • четкие глазодвигательные и речедвигательные операции;
  • формирование осмысленного чтения.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения и реализуется в течение учебного года при 1 занятии в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Занятия проводятся в игровой форме, что позволяет преодолеть негативное отношение к чтению. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков программы, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый результат – формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

План построения занятий

  1. Организационный момент.
  2. Упражнения Гимнастики мозга.[1].

    Весь используемый комплекс упражнений приводиться в Приложении 1.

  3. Расширение словарного запаса.
  4. Игра “Цепочка слов”. Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. первое слово цепочке – ответ на вопрос педагога. Например, загадка :“Щиплет за пятки – беги без оглядки”[3].

    Игра может поводиться как в устной форме, когда по друг за другом дети произносят слова; а также в письменной форме, когда цепочка записывается в тетради каждым ребенком.

  5. Развитие мелкой моторики. Упражнение на координацию рук.
  6. Упражнение “Кольцо”. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а потом вместе.

    Весь используемый комплекс упражнений приводиться в Приложении 2.

  7. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.
  8. Упражнение “Запомни и зарисуй”. На магнитной доске детям предъявляется несколько геометрических фигур. Через 10-15 сек фигуры убираются. Детям необходимо зарисовать фигуры тетради.

    Здесь подходят самые разные задания для развития зрительной памяти, восприятия, которые имеются в активе педагога.

  9. Развитие пространственных представлений.
  10. Упражнение “Знаки”. В тетради дети рисуют 3 геометрические фигуры. По устной инструкции педагога дети расставляют определенные значки слева, справа, над, под, внутри, между фигурами. Далее , отвечая на вопросы педагога, дети рассказывают где они расположили значки.

    Для разнообразия в данном упражнении можно использовать готовые картинки с большим количеством предметов для выработки у детей пространственных представлений.[4]

  11. Развитие зрительно-моторной координации
  12. Графический диктант в тетрадях “Лебедь”.<Рисунок 6>.

    Разнообразие графических диктантов широко представлено в развивающей литературе. Мы считаем. что в данной программе целесообразнее использовать целостные картинки, а не простые узоры.

  13. Развитие фонетико-фонематического восприятия.
  14. Упражнение “Магнитофон”. Педагогом задумывается основное слово и слова, начинающиеся или заканчивающиеся на каждую букву основного слова. Детям последовательно называются слова-помощники и им необходимо по первому или последнему звуку в названных словах отгадать основное слово.

    Например: молодец – атом, кино, стол, кресло, парад, поле, колодец.

    Можно предлагать угадать слово из первых или последних слогов слов и т.д.

    Варианты слов зависят от фантазии педагога.

  15. Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза.
  16. Упражнение “Наборщик”. Детям предлагается слов. из букв которого они составляют и записывают в тетрадь новые слова.

    Наиболее приемлемыми для использования являются длинные слова, например “приборостроение”, “ электростанция”, “противоположность”и т.п.

  17. Коррекция навыка чтения

Составление предложения из слов. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам.

Варианты предложений зависят от фантазии педагога.

Список литературы

  1. П.И.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика мозга. Простые упражнения для учения целостным мозгом. Частное образовательное учреждение психологической помощи “восхождение”, 1997 г.
  2. А.Л. Сиротюк. Коррекция обучения и развития школьника. М,1996
  3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт.вступ.ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов.М.,Просвещение,1990

4. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. М, 2006.