Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом, навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения.
Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения подчинены смысловой стороне, пониманию. Чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию из читаемого текста, понять и осознать его смысл. Чтение можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Данный процесс включает следующие составляющие:
- опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
- слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
- слияние нескольких слогов в слово;
- интеграция нескольких прочитанных слов.
В основном, дети читают медленнее чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности слогослияния. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное эмоциональное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:
- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
- нарушениями зрительно-моторной координации;
- нарушением моторики, графомоторных навыков;
- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
- нарушением произвольного внимания;
- нарушением памяти, особенно сужением слухоречевой памяти;
- нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, последовательности во времени, в речи;
- нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных и временных представлений.
Психолого-педагогическая помощь в преодолении вышеперечисленных трудностей представляет собой целостную систему работы и предусматривает три основные цели.
- Развитие и коррекция психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.
- Формирование навыка чтения.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интересу к чтению.
Программа разделена на 2 блока:
- Формирование функционального базиса навыка чтения. Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:
- пространственного восприятия, пространственных представлений;
- зрительного восприятия, зрительной памяти;
- слухового восприятия;
- фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
- мелкой моторики, графомоторных навыков;
- зрительно-моторной координации;
- сукцессивных способностей;
- слухоречевой памяти;
- произвольного внимания.
- Коррекция несовершенного навыка чтения. Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения как:
- способность строгого побуквенного анализа слов;
- быстрое различение похожих по написанию слов и букв;
- способность схватывать целостные образы слов;
- прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
- прогнозирование, опирающееся на смысл;
- четкие глазодвигательные и речедвигательные операции;
- формирование осмысленного чтения.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения и реализуется в течение учебного года при 1 занятии в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Занятия проводятся в игровой форме, что позволяет преодолеть негативное отношение к чтению. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков программы, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.
Ожидаемый результат – формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.
План построения занятий
- Организационный момент.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие мелкой моторики. Упражнение на координацию рук.
- Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие зрительно-моторной координации
- Развитие фонетико-фонематического восприятия.
- Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза.
- Коррекция навыка чтения
Упражнения Гимнастики мозга.[1].
Весь используемый комплекс упражнений приводиться в Приложении 1.
Игра “Цепочка слов”. Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. первое слово цепочке – ответ на вопрос педагога. Например, загадка :“Щиплет за пятки – беги без оглядки”[3].
Игра может поводиться как в устной форме, когда по друг за другом дети произносят слова; а также в письменной форме, когда цепочка записывается в тетради каждым ребенком.
Упражнение “Кольцо”. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а потом вместе.
Весь используемый комплекс упражнений приводиться в Приложении 2.
Упражнение “Запомни и зарисуй”. На магнитной доске детям предъявляется несколько геометрических фигур. Через 10-15 сек фигуры убираются. Детям необходимо зарисовать фигуры тетради.
Здесь подходят самые разные задания для развития зрительной памяти, восприятия, которые имеются в активе педагога.
Упражнение “Знаки”. В тетради дети рисуют 3 геометрические фигуры. По устной инструкции педагога дети расставляют определенные значки слева, справа, над, под, внутри, между фигурами. Далее , отвечая на вопросы педагога, дети рассказывают где они расположили значки.
Для разнообразия в данном упражнении можно использовать готовые картинки с большим количеством предметов для выработки у детей пространственных представлений.[4]
Графический диктант в тетрадях “Лебедь”.<Рисунок 6>.
Разнообразие графических диктантов широко представлено в развивающей литературе. Мы считаем. что в данной программе целесообразнее использовать целостные картинки, а не простые узоры.
Упражнение “Магнитофон”. Педагогом задумывается основное слово и слова, начинающиеся или заканчивающиеся на каждую букву основного слова. Детям последовательно называются слова-помощники и им необходимо по первому или последнему звуку в названных словах отгадать основное слово.
Например: молодец – атом, кино, стол, кресло, парад, поле, колодец.
Можно предлагать угадать слово из первых или последних слогов слов и т.д.
Варианты слов зависят от фантазии педагога.
Упражнение “Наборщик”. Детям предлагается слов. из букв которого они составляют и записывают в тетрадь новые слова.
Наиболее приемлемыми для использования являются длинные слова, например “приборостроение”, “ электростанция”, “противоположность”и т.п.
Составление предложения из слов. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам.
Варианты предложений зависят от фантазии педагога.
Список литературы
- П.И.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика мозга. Простые упражнения для учения целостным мозгом. Частное образовательное учреждение психологической помощи “восхождение”, 1997 г.
- А.Л. Сиротюк. Коррекция обучения и развития школьника. М,1996
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт.вступ.ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов.М.,Просвещение,1990
4. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. М, 2006.