"Три состояния вещества". Урок физики в 7-м классе

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.
  • Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
  • Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Мотивация
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление материала
  6. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учится выполнять исследование и его анализировать.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель.Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.

Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):

  1. Что дают человеку знания о строении вещества?
  2. Объяснить увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.
  3. Что называют молекулами?
  4. Почему вещества кажутся нам сплошными?
  5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
  6. Как называются частицы, из которых состоят молекулы?
  7. Какое явление называют диффузией?
  8. Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.
  9. Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?
  10. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
  11. Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?
  12. Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.

Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку.

Мотивация

Учитель. Переходим к следующему этапу урока. В нашу лабораторию попали видеофрагменты. Я предлагаю вам их просмотреть, и выяснить о чем идет речь? (Создается проблемная ситуация) На экране телевизора демонстрируется видеофрагмент “Вода”, но без названия.

Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Ученик.Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.

Начало изучения нового материала

Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества” (См. слайд 1 презентации).Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь).

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Запишите схему в тетрадь – схема на доске + (См. слайд 2 презентации).

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы. Разделимся на группы.

У нас работает три группы исследователей - экспериментаторов. Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Любой эксперимент включает в себя: осознание цели эксперимента, подбор необходимого оборудования, сборку установки, анализ увиденного или полученных данных. Но мы с вами только начинаем учиться планировать и выполнять эксперимент, я думаю, эти умения у вас сформируются на протяжении всего времени обучения физике. Я вам сегодня помогу - формулирую цель каждого эксперимента, предлагаю ряд вопросов каждой группе, но чтобы на них ответить вы должны провести экспериментальные исследования. Перед каждой группой свои задачи. (Задания для исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаю группам учащихся. Работа выполняется самостоятельно. В тетрадях делают записи.)

Учитель.По окончании работы каждая группа предлагает ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Каждая группа делает выводы - добились ли они цели своего эксперимента. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”.

Исследовательская работа

1 группа: Исследует свойства твердого тела.
2 группа: Исследует свойства жидкостей.
3 группа: Исследует свойства газов.

Учитель.Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды.

1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

2 группа - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

3 группа - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.

Задание: “Исследование механических свойств газов”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

Учитель. 10 минут отводится на исследовательскую работу, затем обсуждение и составление общей таблицы.

Подведение итогов исследования

Слово предоставляется первой группе, как они ответили на свои вопросы.

Ученик .Цель нашего эксперимента - исследовать свойства твердого тела и объяснить их. Наши выводы. Если тело находится в твердом состоянии, то молекулы в данном теле находятся на близких расстояниях друг относительно друга. Молекулы расположены в определенном порядке. Каждая частица этих тел находится в движении и движется около определенной точки. Характером расположения и движением молекул мы можем объяснить механические свойства твердых тел. Тело в твердом состоянии сохраняет свой объем и форму неизменными. При низких температурах это справедливо для льда. Так зимой ледяные фигуры долго не тают на площадке перед школой.

Учитель. Очень хороший вывод. – см.слайд 3, 4.

Слово предоставляется 2 группе, а затем третьей группам.

Ответы строятся учащимися в том же плане, что и у первой группы.

Ребята самостоятельно приходят к выводам о характере расположения и движения молекул в жидком (слайд 5, 6) и газообразном состояниях (слайд 7, 8). И именно это определяет механические свойства жидкостей и газов на примере воды.

Ребята, обратите внимание на интересные факты: слайды 9 и 10.

Закрепление материала. Систематизация знаний

Слайд 11

Перенесите в тетради слайды 12 и 13.

Примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое

Примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое слайд 14, 15, 16, 17.

Для закрепления материала можно предложить ребятам решить кроссворд – слайд 18,19.

Домашнее задание

Сочините сказку о путешествии моле­кулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами участ­вовать в различных агрегатных превращениях воды в природе. Самые интересные сказки будут зачитаны на уроке, по школьному радио или «опубликованы» в школьной газете. Их авторы получат оценки «5» и будут удостоены звания «Искусного сказителя». – см. слайд 20.

Спасибо за внимание – слайд 21.

Презентация