Интеллектуальная игра "Древний Восток"

Разделы: История и обществознание


Цели:

образовательная: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о культурных достижениях древневосточных цивилизаций;

развивающая: развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий; умения сопоставлять факты, строить рассказ на основе источников, доказывать свою точку зрения;

воспитательная: способствовать формированию познавательных интересов обучающихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра-соревнование.

Оборудование: компьютер,медиапроектор,карты «Древний Восток: Египет и Передняя Азия», «Индия и Китай», карточки с указанным количеством очков.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, объяснение правил игры.

«Мы с вами закончили изучать историю Древнего Востока. Вы познакомились с цивилизациями Древнего Египта, Двуречья, Индии и Китая. Многие их достижения оказали огромное влияние на последующее развитие человечества. Во многом жители Древнего Востока были первыми.

О Древнем Востоке можно говорить много и долго. Но пришла пора проверить ваши знания и умения, которые вы получили на уроках и при чтении дополнительной литературы. Давайте это сделаем в ходе игры.

На экране вы видите игровое табло <Слайд №1>.Оно разбито по горизонтали на шесть тем:

Понятия и термины 10 20 30 40 50 100
Историческая география 10 20 30 40 50 100
Великие и мудрые 10 20 30 40 50 100
Изобретения древних 10 20 30 40 50 100
Сооружения 10 20 30 40 50 100
Всякая всячина 10 20 30 40 50 100

В каждой теме по шесть заданий. Задания разной сложности. Сложность отражена в сумме очков, объявленных на каждой ячейке игрового табло (от 10 до 100 очков). Смысл игры заключается в том, чтобы набрать большее количество очков и стать победителем. Играет каждый за себя. Чтобы определить, кто первым начнёт игру, проводится розыгрыш первого хода. Вам задаётся вопрос, отвечает тот, кто быстрее поднимет руку. Если ответ дан верный - игрок выбирает тему и стоимость вопроса. В том случае если ответ дан неверный, отвечает ученик, давший верный ответ. И так далее. За верный ответ игрок получает карточку с обозначением количества набранных очков в соответствии с выбранной сложностью задания. В конце урока каждый подсчитает общую сумму и мы определим победителя.

Среди заданий есть две номинации: «Кот в мешке» и «Ва-банк». Если игрок открывает задание и выпадает «Кот в мешке», то он должен переадресовать это задание другому игроку, кому пожелает. Если этот другой отвечает верно - ход переходит к нему, если нет - продолжает игру следующий. Выпавшая номинация «Ва-банк» разыгрывается следующим образом. На вопрос задания отвечают все игроки письменно. Перед объявлением задания каждый из играющих может сделать ставку, т.е. поставить все (или часть) набранные до этого очки на это задание и в случае правильного ответа увеличить количество очков на объявленную ставку. Право первым ответить получает тот, кто сделал большую ставку. Ответ неверный - есть шанс у следующего игрока. В случае неверного ответа объявленная игроком ставка вычитается из суммы набранных им очков. Можно не делать ставку, и тогда сумма набранных очков увеличивается или уменьшается на количество первоначальных очков задания. Итак, всем понятны правила игры?»

После ответа обучающимся даётся задание: «Перечислите достижения древневосточных цивилизаций, которые используются современной цивилизацией».

Проверка задания проводится в конце урока.

2. Розыгрыш первого хода.

Вопрос: какое государство Древнего Востока имело самую обширную территорию? (Персидская держава).

3. Игра на основе компьютерной презентации <Приложение 1>.

4. Подведение итогов.

Ребята отвечают на вопрос, поставленный в начале урока, называю достижения древневосточных цивилизаций. Подсчитывают набранные очки, определяется победитель, выставляются оценки. Учитель благодарит ребят за игру.