Урок ознакомления с окружающим миром, 4-й класс. Тема: "Водоемы Марийского края"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

обучающие:

  • формировать представления учащихся о водоёмах родного края,
  • раскрыть значение водоёмов в природе и в жизни человека,
  • научить различать водоёмы, повторить части рек;

развивающие:

  • развивать познавательную активность, внимание, память, умение рассуждать,
  • развивать умение самостоятельно получать информацию, работая с дополнительной литературой;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю,
  • стремление охранять природу.

Дидактические средства: карта республики Марий Эл, глобус, схема реки, кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, презентация к уроку, учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков 4 класс (часть 1), учебник «Мы изучаем природу» А.А. Пекпаев.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

(Презентация, слайд 1)

Вопросы к кроссворду:

  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (овраг)
  2. Место, где река берёт соё начало. (Исток)
  3. Нижняя часть горы, холма. (подошва)
  4. Есть у оврага, холма, горы. (склон)
  5. Самое тёплое море в России. (Чёрное)
  6. Форма поверхности. (холм)
  7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… ( зоны)

Ключевое слово кроссворда – водоёмы.

Сегодня мы будем говорить о водоёмах Марийского края.

Запишите тему урока в тетради.

2. Проверка домашнего задания: (актуализация знаний по теме урока)

Тему урока мы узнали сейчас,
Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

а) Беседа.

– Какова площадь республики Марий Эл? (23, 3 тыс. кв. км)

– Где она расположена? (На востоке Восточно-Европейской равнины)

– Какая равнина: плоская или холмистая? (Холмистая равнина)

– Найдите на карте Республики Марийско-Вятский увал и Марийскую низменность.

Расскажите о Марийско-Вятском увале.

(Рассказ ученика)

б) Индивидуальная работа на карточках

1. Замени предложение, одним словом:

– Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых _____.

– Углубление с пологими, заросшими растениями склонами _____.

– Возвышенность высотой от 200 до 500 метров _____.

– Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 м _____

– Углубление с крутыми осыпающимися склонами _____.

Заполни таблицу: (расскажи об оврагах, нужно ли бороться с оврагами? Почему?)

Сходства Различия
  овраг балка
   

в) Игра «Да, нет» (графический диктант). (Слайд 2)

Если вы согласны с моим утверждением – рисуем Ο

Если не согласны, то рисуем

– Формы земной поверхности – это равнины и горы.

– Возвышенность, высота которой более 1000 м, – холм.

– Терриконы – это горы, созданные природой.

– Старый, заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

– Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю. Привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?

– Овраги и балки украшают поверхность нашего края. (+ - - + + -)

Меняемся работами с соседом по парте, проверяем. (Слайд 3) Ставим оценку.

Встаньте у кого 5, 4, 3.

3. Изучение новой темы: Актуализация знаний.

А) Отгадайте загадку.

Я и тучка, и туман,
Я – река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Каким цветом обозначена вода на карте?

Посмотрите на глобус. Чего больше на планете: суши или воды? (2/3 земной поверхности занимает вода)

Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и солёная)

Где вода солёная?

А какая вода в наших водоёмах?

Какие водоёмы вы знаете?

Какие водоёмы естественные, а какие искусственные? (Слайд 4)

ВОДОЁМЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
Река
Озеро
Море
Океан
Родник
Болото
             ИСКУССТВЕННЫЕ
канал
водохранилище
пруд

Озёра Марийского края.

Загадка:

Посреди поля лежит зеркало
Стекло голубое, рама зелёная.

– Сколько всего озёр на территории Марий Эл? (689) (Слайд 5)

Происхождение озёр. Рассказ учителя.

Большинство из них находятся на Марийской низменности.

В зависимости от происхождения они бывают:

  1. пойменные (образовавшиеся в долинах рек). По форме они узкие, вытянутые в длину. Берега низкие, часто заболоченные. Весной сильно затопляются талыми водами. Это такие озёра, как Ахмыловское, Мадарское, Трофимово и др.
  2. междюнные (образовались в низинах между холмами). Они не глубокие, но больше по размерам пойменных. Такие, как Таир, Сорочье, Большой Мартын и др.
  3. карстовые ( образовались от того, что верхний слой почвы провалился. Воронку от провала заполняют грунтовые воды. Так появились такие озёра, как Яльчик, Кичиер, Мушмари, и др. По форме они круглые или овальные, берега крутые и довольно глубокие.

– О самых известных озёрах нашего края нам подготовили рассказ…(доклад)

(происхождение озёр, Яльчик, Морской глаз, Кичиер, Маръер)

Реки Марийского края.

Загадка:

Летом бежит, зимой спит.
Весна настала, опять побежала.

– На берегу каких рек расположен наш посёлок?

Чем река отличается от озера?

Вспомните схему реки. Как называют то место, где река берёт своё начало? (Исток)

А место впадения реки в другую большую реку или море? (Устье)

Что ещё имеет река? (притоки, течёт по руслу, правый и левый берег) (Слайд 6)

Расскажите о наиболее известных реках республики. (Доклад) Слайд 7

Родники и болота Марийского края:

На территории Республики есть много родников с минеральной водой.

Например «Зелёный ключ» у подножия Кленовой горы.

Республика богата болотами:

Мартын, Маръерское, Сорочинское, Криуль, Куплонгское и др.

Они сохраняют воду, образуют торф, являются началом рек, домом для многих животных и растений, кладовая ягод: черники, брусники, голубики, клюквы.

В) Физкультминутка.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорей в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ. 

4. Обобщение и систематизация знаний.

Г) Работа по учебнику. По рядам в парах. Составление

С 155       1ряд       модели – схемы «Значение водоемов для человека и природы»,
С 155   2ряд   список « Что загрязняет водоёмы?»
С 156   3 ряд   памятки «Правила поведения у водоёмов»

Проверка (ответы учащихся и Слайды 8-10)

Стихотворение “Мой шар земной”

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вдохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!

В тревоги рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги!
Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”

Только от нас и от наших действий зависит то, какими увидят эти прекрасные реки и озёра последующие поколения.

5. Закрепление изученного:

А) Игра «Названия водоёмов спрятались» Слайд 11

  в     ф   ю   о   н    к     р     и     у     л    ь    п 
о т а ы с и л е т ь ц ч
л к я л ь ч и к в ж т и
г о к м и и ш у к ш а н
а к ы е г е д о с л и к
н ш и м а р ъ е р у р е
п а х в ч с т о н л п у
р г л у х о е ю д м м я
т а б а ш и н с к о е р
м о р с к о й т г л а з

Б) Викторина:

  1. Верно ли утверждение, что наш край – это край озер и рек?
  2. В нашей республике есть реки, которые не замерзают?
  3. У озера два берега?
  4. Озеро впадает в реку?
  5. Волга – судоходная река?
  6. Как называется искусственный водоём для хранения и регулирования воды?
  7. Часть океана – большое пространство с горько-солёной водой.
  8. Естественный, замкнутый в берегах большой водоём.
  9. Искусственный водоём в естественном или выкопанном углублении.
  10. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.

(если время останется можно поиграть в игру «Слова»)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

– Что узнали нового на уроке? Что удивило вас?

– Что еще хотели бы узнать?

Если вы всё поняли, нарисуйте на полях тетради улыбающееся лицо.

Если было что–то непонятно, нарисуйте грустное лицо.

7. Домашнее задание.

Подготовить пересказ по учебнику А. Пекпаева «Мы изучаем природу»

1 ряд – 5-7 стр. «Сколько в республике рек?»

2 ряд – 7-8 «Какие бывают озёра?»

3 ряд – 9-10 «Зачем нужны болота?»

Узнай, какие водоёмы есть на территории нашего района, как человек их охраняет.

Придумай и нарисуй плакат об охране водоёмов (по желанию).