Способы задания функции

Разделы: Математика


Цели:

  • изучить способы задания функции, научить применять эти способы при выполнении упражнений;
  • способствовать развитию навыков чтения графиков и построения графиков функций.

1 этап

В начале урока обучающимся предлагается просмотреть презентацию 1, приготовленную учащимися этого же класса.

В начале работы дается определение функции, перечисляются способы задания функции. Первым представлен аналитический способ задания функции, при котором функция задается формулой, устанавливающей, какие вычислительные операции надо произвести над х, чтобы найти у. При аналитическом способе задания функция может быть задано явно и неявно, а так же параметрически. Кроме аналитического способа есть, и другие способы задания функции и поэтому дальше происходит знакомство с такими способами задания функции как графический способ, табличный способ эти способы наиболее простые, а поэтому наиболее популярные способы задания функции. дальше речь идет о словесном способе, когда правило задания функции описывается словами. Описание каждого способа задания функции сопровождается примерами. В этой работе приводится еще один способ задания функции, с помощью графов.

Объяснение нового материала с помощью такой презентации делает урок более интересным, наглядным и занимает меньше урочного времени, поэтому на закрепление изучаемого материала будет отведено больше времени.

Во время просмотра презентации, учащиеся записывают названия способов задания функции в тетрадь.

2 этап

При закреплении изучаемого материала предлагается выполнить следующие задания. Эти задания предложены в презентации 2, проверка этих заданий выполняется сразу. Так как отрабатываются способы задания функции уже знакомые учащимся, то можно предложить выполнить их в парах или самостоятельно.

Задания:

1. Является ли графиком, какой-либо функции линия, изображенная на рисунке? Если да, то задайте эту функцию аналитически.


Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

2. Построить график функции, задайте эту функцию аналитически.

Х -6 -3 -2 -1 1 2 3 6
Y 1 2 3 6 -6 -3 -2 -1

3. Постройте график функции:

а) у = -х2 + 4;
б) у = (х - 2)2;
в) у = ;
г) у = -1 - х.

3 этап

В конце урока еще раз проговариваются все способы задания функции, заостряется внимание учащихся, на способах которые чаще всего встречаются в курсе алгебры. И в качестве домашнего задания можно предложить творческую работу, составить самостоятельную работу для своего товарища, состоящую не менее чем из двух заданий.