Приобщение детей к истокам русской народной культуры на уроках музыки и народоведения

Разделы: Музыка


В целях реализации стандарта этнокультурного образования на основе базисного учебного плана в учебный план образовательного учреждения «Начальная школа №9»,педагогом которого я являюсь, был введен курс М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение».
Главная цель изучения этнокультурологии в школе – постепенное формирование этнического самосознания школьника через освоение народной культуры, постижение глубинных смыслов своей связи с природой и миром, освоение универсальных принципов народного мышления – синкретизма и вариативности.
На сегодняшний день, я учитель не только музыки, но и народоведения с девятилетним стажем работы. Но в начале работы по реализации данного курса я столкнулась с проблемой: чрезвычайно малое количество часов, отводимое изучению народного творчества в содержании разных предметах школьного компонента, привело к недостаточному знанию детьми многих пластов традиционной народной культуры. Тестирование учащихся, проведенное в школе, показало, что, оканчивая начальную школу, дети знали несколько русских народных песен, сказок, имели представление о двух-трех самых известных праздниках народного календаря. Но почти не были знакомы с народными танцами, играми, обрядами своего края. Многие дети стеснялись участвовать в театрализованных народных представлениях, играх, хороводах. При этом у них наблюдалась заинтересованность и стремление к данным видам деятельности. Отсюда возникло противоречие между потребностью ребенка в самовыражении и невозможностью реализовать свою значимость из-за несформированности способов самовыражения. У другой группы детей не было желания изучать традиционную народную культуру, т.к. они не видели в этом необходимости, не видели ее связи с жизнью, а следовательно, у них не был развит мотив учебной деятельности.

Вот поэтому реализацию цели моей педагогической деятельности на уроках музыки и народоведения: приобщение детей к русскому народному творчеству, я спланировала через решение следующих задач:

  • Воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость и интерес к русскому народному творчеству, используя разные виды детского фольклора на уроках музыки и народоведения;
  • Приобщать детей к простейшим видам народного фольклора, традиционного для своей местности;
  • Оптимизировать познавательную деятельность учащихся через формирование учебно-познавательного интереса;
  • Постигать народную мудрость, красоту через творческую деятельность на уроке.

Младший школьный возраст не просто один из этапов периода детства. Это очень важный этап человеческой жизни. Начальную школу называют фундаментом предстоящей жизни. Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа. В последние годы в школах заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. В национально-региональном компоненте ГОС по этнокультурологии (2001г.) сказано, что «впервые объектом изучения в рамках школьного образования становится жизнь народа в его собственном понимании и материально-духовном строительстве как целостная законченная система». Предлагаются различные формы этнокультурологического образования и воспитания детей. Указываются предметное содержание и требования к уровню подготовки учащихся.
Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?
Каждый год в школу приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у учащихся непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто, даже в первом классе. Из бесед с учащимися я выяснила, что детям нравится петь народные песни, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.
Кандидатом филологических наук М.Ю.Новицкой создана образовательная программа «Введение в народоведение», которая направлена на реализацию задачи приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Курс помогает учащимися осознать общие человеческие ценности и самобытность родной культуры. Курс предусматривает интеграцию со всеми предметами школьной программы. Как учитель музыки я провожу интеграцию предмета «Введение в народоведение» с предметом «Музыка». Всестороннее знакомство с народным творчеством на этих уроках помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества. Я стараюсь находить такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Особое внимание уделяю проведению нестандартных уроков народоведения, таких как: урок-викторина, урок-экскурсия, игровой урок, урок с элементами театрализации, интегрированные уроки, урок-сотворчество, урок-праздник. Роль педагога на таких уроках очень велика. Он - соучастник, стратег, инструктор, опора и помощник. Педагог и дети вместе «проживают жизнь» в контексте народной культуры на каждом уроке.
Применение на уроках народоведения условий, способствующих созданию ситуации успеха, привели к укреплению в каждом ребенке веры в свои силы, развитию положительной мотивации к учению. Поощряя детей даже за чуть заметные продвижения в знаниях, я строила особые доверительные отношения с учащимися. Я подобрала, систематизировала по видам деятельности и включила в практику своей работы примеры использования разных жанров детского фольклора, направленных на формирование учебно-познавательного интереса. Это позволило мне пополнить свои знания по данной проблеме и стало основой для подготовки к урокам народоведения.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. На сегодняшний день нет единой классификации жанров детского фольклора. Каждый ученый предлагает свою классификацию, но все они согласны, что воспитательный потенциал детского фольклора велик.
Широко используя все виды фольклора на уроках музыки и народоведения, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.
В ходе работы по самым разным темам мы с ребятами составляем в тетрадях целые тематические подборки («Пословицы народов моего края о гостеприимстве», «Загадки народов моего края о традиционном жилище и домашней утвари» и др.). Такая работа является замечательным материалом для развития речи и нравственного воспитания детей. Она прививает интерес детей к народно-прикладному искусству, развивает эстетический вкус. Очень интересно, вызывая эмоциональную отзывчивость детей, проходят интегрированные уроки по теме «Поэзия пествования». Распевая колыбельные песни, вспоминая потешки, пестушки, которые пели дома родители, разучивая новые тексты колыбельных и прибауток, дети учатся быть заботливыми, нежными, ласковыми, любящими.
Один из наиболее любимых жанров детского фольклора – небылицы-перевертыши. Они доставляют удовольствие детям своим комическим эффектом. Благодаря творческой силе человеческого слова в воображении детей возникает мир, в котором совершается невероятное и очень смешное.
Одним из наиболее эффективных средств воспитания у детей эмоциональной отзывчивости к народному творчеству является детский фольклор родного края. Детский фольклор Урала – бесценная сокровищница, в которой хранятся богатые россыпи произведений устного народного творчества, вобравшие в себя жизненную мудрость, наблюдательность, смекалку, озорство и юмор многих поколений. Нравственные установки народной этики помогают младшему школьнику, у которого обострены чувствительность и гуманное начало, взять из этой сокровищницы все самое ценное.
Работая над темой первого года обучения «Колыбельные песни» мы сравниваем примеры русской и украинской колыбельных песен. Ищем в них сходство и различия, пытаемся сочинить к ним свои мелодии, выясняем, почему колыбельные всех стран поются ласково и нежно.
Послушав пример уральской колыбельной, дети приходят к выводу, что она имеет много общего с ранее выученными песнями:

Русская колыбельная Украинская колыбельная Уральская колыбельная
Ходит Сон по лавочке
В голубой рубашечке.
А Сониха по другой,
Сарафанец голубой.
Баю-баю, баю-бай,
Поскорее засыпай.
Спрашивает Сон Дремоту:
Где мы будем ночевати?
А в которой будем хате?
Там, хде хата тепленькая,
Где деточка маленькая,
Там мы будем ночевати
И деточку колыхати.
Уж ты сон и дремота,
Будь у Вани взголовах;
Сон ходит по лавке,
А дремота - по другой.
Они ищут – поищут Ванюшу,
Где Ванюшу найдут,
Там и спать укладут.

Богатый познавательный и воспитательный потенциал уральского фольклора я стараюсь реализовать не только на уроках народоведения, но и на уроках музыки, во внеурочных мероприятиях. На уроке музыки при разговоре о колыбельных песнях дети узнают, что на Урале они назывались прибайками, байками, присказеньками, разучивают уральскую «Байку», пытаются сочинить свои колыбельные песни.
Очень нравится ребятам изучение уральского потешного и игрового фольклора. Скороговорки, загадки, небылицы, перевертыши, считалки, дразнилки – эти жанры фольклора прививают интерес к народной культуре своего края, воспитывают эстетический и художественный вкус ребенка. Так постепенно из урока в урок, у детей воспитывается любовь к своему краю, уважение к людям, живущим в нем, прививается интерес к традиционной культуре Урала.

Детский игровой фольклор – это целая система развития личности ребенка: силы, физической и психологической выносливости и уравновешенности, быстроты и точности реакций и т.д. Это богатый пласт народного педагогического опыта воспитания здорового ребенка.
В результате использования разных жанров детского фольклора на уроках музыки и народоведения дети в доступной, интересной для них форме знакомятся с сокровищами традиционной материальной и духовной культуры, наследниками которой они являются.
Детское творчество – неистощимый родник фантазии и энергии. А урок народоведения – самый благоприятный для развития детского творчества. Ребенок должен получать наслаждение от общения с народным творчеством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования личности. Вот поэтому одной из задач моей педагогической деятельности является развитие творческого потенциала учащихся на уроках народоведения.
Творческую деятельность на уроке я строила как единую систему развивающих и творческих заданий, что помогало учащимся раскрыть специфическую связь народного творчества с окружающим миром. Типы заданий были обусловлены определенными творческими установками. Первая установка связана с познанием целостности, предложенной учащимся темы в многообразии ее художественных решений. Вторая установка ориентирована на выявление взаимосвязи между конкретным образом и средствами его воплощения.
Важным фактором развития детей являются народные игры и игровые ситуации. Использование в практике русских народных игр, в том числе и уральских, привело к созданию и уральских, привело к созданию на уроках положительного эмоционального настроя, раскрепощению, проявлению творческих способностей учащегося.
Выполняя задания творческого характера на уроке и дома, каждый учащийся создал свой альбом или папку творческих работ, в школе постоянно проводятся выставки детского творчества, посвященные народному искусству.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.
На уроках мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными общешкольными мероприятиями. Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития школьников, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.

Русская духовность – понятие широкое и многогранное. Она может много дать для воспитания граждан России завтрашнего дня. Купола древних церквей, русская природа, звучание колоколов – все наполнено мощной энергией русской духовности. Воспитанию духовности я отвожу очень большое место на своих уроках. Я стараюсь быть предельно тактичной в обращении с этим материалом. С одной стороны, я стараюсь избегать игнорирования явлений «народного православия», не умалчивать о той огромной роли, которую они сыграли, да и сейчас играют в жизни народа. А с другой стороны – стараюсь не навязывать детям своего отношения к православным святыням, учитываю их право на свободу вероисповедания.

Воспитание эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству я начала с формирования у детей учебно-познавательного интереса как мотива учебной деятельности.
Практика моей работы показала: чтобы полюбить и узнать народное творчество, нужно заинтересовать им человека. Интерес является одной из форм общественной направленности личности. Заинтересовать детей должен уметь каждый учитель, потому что в настоящее время он рассматривается не столько как организатор учебной деятельности, сколько как конструктор познавательного интереса. Чтобы подготовиться к такой роли, я преобразовала свои собственные способы подготовки анализа работы. «Больше терпения и доверия детям!» - это фраза стала моим девизом. Я стараюсь избегать скучных и однообразных уроков.
В практике обучения младших школьников нет универсальных путей формирования учебно-познавательного интереса. Увлеченный, творчески работающий учитель ищет близкий ему путь, свои приемы развития, изобретает свои наглядные пособия. Анализ используемых мной приемов формирования мотивации к учению позволил мне выявить наиболее эффективные средства развития у ребенка интереса, увлеченности, отзывчивости к русскому народному творчеству. Для меня этими средствами являются создание положительных эмоциональных ситуаций и использование разных жанров детского фольклора на уроке. Применение на практике этих средств в разных родах деятельности на уроке и есть путь, выбранный мной с целью формирования учебно-познавательного интереса учащихся.
Я подобрала, систематизировала по видам деятельности и включила в практику своей работы примеры использования разных жанров детского фольклора, направленных на формирование учебно-познавательного интереса. Это позволило мне пополнить свои знания по данной проблеме и стало основой для подготовки к урокам народоведения.
Для определения эффективности выбранных мною средств формирования учебно-познавательного интереса у учащихся я использовала диагностику, предложенную Репкиной Г.В. «Оценка уровней сформированности учебно-познавательного интереса» (Приложение 1).
Изучив качественные характеристики уровней, я использовала их для обобщения и оценки сформированности учебно-познавательного интереса каждого ученика диагностируемых классов в период с 2004 года по 2008 учебный год. Наблюдения проводились дважды в год (в конце 1 полугодия и в конце учебного года). Данные наблюдений заносились в таблицы, на основе которых была сделана сводная таблица, которая показала значительное увеличение процента учащихся с высоким уровнем сформированности учебно-познавательного интереса.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на уроках народоведения является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизационности, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и учителя к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.