Небольшое пояснение: подбор вопросов связан с конкретными жизненными ситуациями и природными явлениями, что позволяет приблизить физику к жизни. Экспериментальные задания подобраны в соответствии с наличием оборудования ,которого очень недостаточно в нашей школе. Подготовка к зачёту ведётся в течение всего времени изучения темы.
Цели урока: проверить знания учащихся и их умение использовать полученные знания в различных реальных ситуациях при решении качественных и экспериментальных задач; показать значимость физических знаний для практики.
Ход урока
1. Организационный момент, постановка целей урока и сообщение хода урока: переходы от индивидуальной работы к групповой и обратно, оформление письменных отчётов по всем частям работы, использование физкультурных минуток. (2 мин.)
2. Индивидуальная работа по карточкам с качественными задачами.
Всего предлагаю 4 варианта по 12 вопросов. Здесь я предлагаю один вариант из четырёх.
- А.Почему с водой чайник цел, а без воды распаивается?
- Б.Из какой кружки : фарфоровой или железной, лучше пить чай? Почему?
- В.Для того, чтобы чай быстрее остыл, используют лёд. Когда быстрее охладится чай, если чайник поставить на лёд, или лёд положить сверху на чайник?
- Г.Есть одна русская пословица: много снега в поле, много хлеба в закромах. В чём сутьеё с точки зрения тепловой физики?
- Д.К чаю хорошо подать варенье, а хранится оно обычно в подвале.А почему подвал самое холдное место в доме?
- Е.Чай пьют многие с сахаром. Когда чай быстрее остынет: когда в него сразу бросают сахар, или бросают его спустя некоторое время?
- Ж.К какому виду тепловых двигателей относится ружьё?
- З.Какие металлы можно расплавить в кипящей воде?
- И. Где в технике используют энергию, выделяющуюся при конденсации водяного пара?
- К.Почему летом после дождя становится прохладно, а зимой во время снегопада-теплеет?
- Л. Почему бензин испаряется быстрее воды?
- М. В кастрюле варятся макароны. Кипит ли вода внутри макрон?
(Работают15 минут)
3. Переход на работу в группах, одновременно спортивная 2-х минутка. Экспериментальное задание- определить,какое вещество находится в калориметре, закрытом крышкой с отверстием,в которое вставлен термометр.Имеется нагреватель, справочник по физике. Работа выполняется полностью самостоятельно группой, по ходу необходимо ответить на вопросы:
- Какие процессы возможно происходят в калориметре?
- Как изменяется внутренняя энергия?
- Построить график зависимости температуры от времени.
- Определить первоначальное вещество в калориметре.
(На работу даётся 15 минут)
4. Индивидуальная работа- каждый ученик получает набор слов, из которых необходимо сложить определения физической величины или явления по теме зачёта и записать их в тетрадь. Все определения заранее отпечатаны и разрезаны на слова, собраны в отдельные группы. (На работу-5 минут)
5. Парная работа. Придумать собственный вопрос по теме и задать его товарищу. На его вопрос ответить в тетради письменно.(5 мин.)
6. Подведение итогов урока, рефлексия, сбор тетрадей.
Такой урок я провожу в течение нескольких лет, всегда он вызывает огромный интерес у всех восьмиклассников. Можно варьировать вопросы и эксперименты, но в целом очень удобная форма зачёта.