Урок информатики по теме "Графические операторы Qbasic"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Обучающая: познакомить с операторами SCREEN, COLOR, PSET. Научить строить изображения, используя оператор повторения с параметром.

Развивающая: развивать алгоритмическое и пространственное мышление, умение применять математические знания в других областях.

Воспитательная: воспитывать интерес к программированию через решение интересных задач.

Оборудование: интерактивная доска, система голосования, флипчарт “Графические операторы”, флипчарт “Графические операторы_тест” компьютеры, раздаточный печатный материал.

  1. Объяснение нового материала.
    1. На экран запускается программа на Бейсике, рисующая бесконечное число прямоугольников разного цвета. Вопрос к ученикам: “Как вы считаете, что вы видите на экране?” Ученики всегда предполагают, что это заставка Windows. Это не заставка Windows, а программа в Бейсике. Учитель показывает программу “Zastabka”.
    2. SCREEN 12

      RANDOMIZE TIMER

      10 X =INT (RND(1) * 641)

      Y = INT (RND(1)* 481)

      X1 = INT (RND(1) * 641)

      Y1 = INT (RND(1)* 481)

      C = INT (RND(1)*16)

      LINE (X ,Y)-(X1,Y1), C, bf

      FOR I = 1 TO 100000: NEXT I

      Goto 10

      Вы видите здесь как знакомые, так и незнакомые операторы.

    3. Страница 1 флипчарта. Сегодня мы приступаем к изучению последней и самой интересной темы “Графические операторы в Бейсике”. Мы научились обрабатывать числовые и литерные величины. И наш язык программирования позволяет строить достаточно сложные и красивые изображения.
    4. Страницы 2, 3 и 4 флипчарта. Сегодня на уроке мы будем использовать следующие операторы и команды.
    5. SCREEN n

      COLOR

      PSET(X,Y),n

      FOR I=1 TO N

      NEXT I

      GOTO n

      Y=RND(-TIMER)

      X=INT(RND(1)*(B-A)-A)

      CTRL+BREAK

      Давайте найдем знакомые, то есть ранее изучаемые, и предположим, что означают незнакомые.

      Ученики отвечают и делают записи на доске. К этим станицам мы еще вернемся в конце урока.

    6. Страница 5 флипчарта. С экраном можно работать в нескольких режимах. Например, в текстовом режиме можно использовать 25 строк, а можно и 43. В графическом режиме можно устанавливать разрешение 640*480 точек, а можно и 800*600 и. д. Видеоадаптеры позволяют также использовать несколько видеостраниц (обзоров экрана). Например, на невидимой видеостранице можно рисовать, а потом быстро на нее переключиться, чтобы человек не заметил момента перерисовки конкретного изображения. Этот способ применяется при создании компьютерной анимации. Для установки нужного разрешения экрана применяется оператор SCREEN n. Он может принимать одно из значений, перечисленных в таблице
    7. Режимов компьютера, значения которых приведены ниже. Мы с вами будем использовать режим Screen 12, наиболее удобный режим. Рисунки получаются на экране четкие, красивые. Используется 16 цветов. Запишите себе в тетрадь параметры этого режима. Мы работаем уже с Бейсиком уже 5 месяц, а впервые говорим об этом операторе. Почему? Потому что текстовой режим устанавливается по умолчанию.
    8. Страница 6 флипчарта. Однако система координат отличается от декартовой системы, привычной на уроке математике. Отличается не только внешний вид системы координат, но и то, что мы не можем изменять размеры единичного отрезка. В декартовой системе координат за единичный отрезок мы можем взять любое количество клеточек. А в нашей системе координат единичный отрезок - экранная точка. Поэтому максимальное значение Х-640, а У- 320. А теперь подумаем, что будет если мы возьмем значение координат больше, чем 480 по оси У и больше, чем 640 по оси Х? ( Изображения или его части не будет видно на экране). Какие значения могут принимать координаты? Могут ли они быть отрицательными числами? Дробными числами? (Только натуральные и 0).
    9. Страница 7 флипчарта. А теперь следующий оператор COLOR. Всем ясно, что это цвет. Это цвет изображения. Номер цвета выбирается из таблицы. По умолчанию цвет изображения – белый. Сегодня мы будем рисовать на черном фоне, а через урок узнаем, как изменить цвет фона.
    10. Страница 8 флипчарта. Оператор PSET(X,Y)- устанавливают точку цветом n, который выбирается из таблицы. Здесь точка нарисована светло - синим, то есть №9.
    11. Страница 9 флипчарта. Для построения одной точки надо в программе написать целых 3 строчки. Записать программу в тетради и выполнить на компьютере.
    12. 10 SCREEN 12

      20 PSET(320,240),14

      30 END

      Я выбрала цвет №14 – это желтый цвет. Он лучше смотрится на черном фоне.

    13. Страница 10 флипчарта. Используя только один оператор PSET, можно построить интересные рисунки. Построим вертикальный ряд точек. Какая координата изменяется, а какая нет? ( Изменяется координата У, а Х остается неизменной).
    14. 10 SCREEN 12

      20 FOR Y=0 TO 480 STEP 10

      30 PSET(320,Y),14

      40 NEXT Y

      50 END

      Что получится, если мы уберем шаг? (получим сплошной отрезок)

    15. Страница 10 флипчарта. Самостоятельно построить горизонтальный ряд точек. Какая координата изменяется, а какая нет? ( Изменяется координата X, а Y остается неизменной).
    16. 10 SCREEN 12

      20 FOR X=0 TO 640 STEP 10

      30 PSET(X,320),14

      40 NEXT Х

      50 END

    17. Страница 11 флипчарта. Построить точки, лежащие на биссектрисе координатного угла. Какое здесь свойство координат вы увидели.(Координаты Х и У равны)
    18. 10 SCREEN 12

      20 FOR X=0 TO 320 STEP 10

      30 PSET(X,Х),14

      40 NEXT Х

      50 END

    19. Страница 12 флипчарта. Построить точки, лежащие на диагонале координатного угла. Какое здесь свойство координат вы увидели.(Координаты Х и У не равны, координата Х больше в 4/3 раза)
    20. 10 SCREEN 12

      20 FOR X=0 TO 320 STEP 10

      30 PSET(X*4/3,Х),14

      40 NEXT Х

      50 END

    21. Страница 14 флипчарта. Заставим точку бежать по экрану
    22. 10 SCREEN 12

      20 FOR X=0 TO 320 STEP 10

      30 PSET(X,Х),14

      40 FOR I=1 TO 100000

      50 NEXT I

      60 PSET(X,X),0

      70 NEXT Х

      80 END

      m. Страница 15 флипчарта. Нарисовать звездное небо

      10 SCREEN 12

      20 Z=RND(-TIMER)

      30 FOR n=0 TO 1000000000

      40 X=INT(-RND(1)*640)

      50 Y=INT(-RND(1)*320)

      60 C=INT(RND(1)*16)

      70 PSET(X,Y),C

      80 FOR I=1 TO 100000

      90 NEXT I

      100 NEXT N

      110 END

    23. Возврат на страницы 2 и 3 . Посмотрим, правильно ли мы предположили? Сегодня мы познакомились с операторами графического режима. Дома выучить эти операторы и их назначения, и разобрать задачи, решенные в классе. А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал
  2. Самостоятельная работа обучающего характера. Тест, состоящий из 7 вопросов. Если есть ученики, которые неправильно ответили, то задания разбираются.
    1. Каким оператором устанавливается графический режим?
      1. SCREEN
      2. SCREEN n
      3. SCREN
      4. SCREEN n, m
    2. Каким оператором устанавливается цвет изображения?
      1. COLOR n
      2. COLOR n, m
      3. COLOR
      4. CLR
    3. Сколько цветов используется в режиме Screen 12?
      1. 2
      2. 256
      3. 15
      4. 16
    4. Какой режим устанавливается по умолчанию?
      1. Текстовой режим
      2. Графический режим
    5. Какой оператор используется для построения точки?
      1. PSET(X,Y), n, m
      2. PSET(X,Y),n
      3. PSET(X,Y)
      4. RSET(X,Y),n
    6. Какие значения могут принимать координаты точки?
      1. Действительные числа
      2. Положительные числа
      3. Натуральные числа
      4. Натуральные числа и 0
    7. Какой цвет точки устанавливается по умолчанию?
      1. Цвет фона
      2. Синий
      3. Белый зеленый

Ученикам, ответившим на тест правильно, выставляется отметка. Если тест сделан плохо, то плохая отметка не ставится. Ученик может поработать дома над теорией.

См. также:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5