Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Закрепление акустико-артикуляционной характеристики звуков Б, Б.
- Совершенствование навыков детей дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости.
- Закрепление навыка выкладывания схем слов и чтения односложных слов - БЫК, БОК БАК, БУК, БИМ, БОМ.
- Коррекционно-развивающие:
- Совершенствование навыков звуко - буквенного анализа и синтеза.
- Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, слухового внимания.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления.
- Развитие тактильных ощущений, общей и мелкой моторики детей.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать в коллективе слаженно, дружно, аккуратно.
Материалы и оборудование:
- Магнитофон, аудиозаписи для музыкального сопровождения занятия;
- Музыкальные инструменты (барабан, бубен, труба, балалайка);
- Демонстрационный материал: иллюстрации клоунов, картинки с изображением животных, наборы для составления схем слов, буквы;
- Раздаточный материал: наборы для составления схем слов, буквы;
- Игрушки и предметы для «Чудесного мешочка»: белка, бинокль, бубен, бусы, браслет, бинт, яблоко, банан;
- Материалы для продуктивной деятельности: заготовки (цветы, бантики, бабочки, кружки, бусинки, ракушки, горох, фасоль, манка, пуговицы).
- Пластилин, клей, цветной картон.
Предварительная работа: изготовление заготовок для украшения букв - цветов, кружков, бабочек, бантиков; разучивание речевой подвижной игры «Ёжик и барабан».
Ход занятия
Звучит весёлая музыка (тема: «Цирк»).
Логопед: Ребята, где можно услышать такую весёлую музыку?
Дети: В цирке.
Логопед: Правильно. Сегодня к нам прямо из цирка пришли в гости весёлые клоуны – Бим и Бом. Они принесли нам музыкальные инструменты. Назовите, какие музыкальные инструменты вы видите? Дети перечисляют названия музыкальных инструментов, чётко проговаривая слова: барабан, бубен, балалайка, труба.
Логопед: Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах?
Дети: Звук Б.
Логопед: Правильно. Какой первый звук в имени Бом?
Дети: Звук Б.
Логопед: А в имени Бим?
Дети: Звук Б`.
Логопед: Различаются ли они?
(Дети объясняют различия между звуками)
Логопед: Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем играть со звуками Б и Б`.
(Логопед предлагает сесть детям за столы, на которых лежат цветные квадраты для составления схем слов и буквы)
Логопед: Клоуны спрашивают, зачем вам эти цветные квадраты?
Дети: Чтобы обозначать звуки. Синими квадратами мы обозначаем твёрдые согласные звуки, зелёными – мягкие согласные звуки, а красными – гласные звуки.
Логопед: Даю вам звуки – Б, А – какой слог получился?
Дети: БА.
Логопед: А теперь Бом даёт вам звуки – Б, О – верните ему слог.
Дети: БО.
Логопед: Какого звука ему не хватает, чтобы получилось его имя?
Дети: Звука М.
Логопед: Выложите схему слова БОМ.
(Дети выполняют задание)
Логопед: Бим даёт вам звуки - Б`, И. Какой слог получился?
Дети: БИ.
Логопед: Дополните слог БИ звуком, чтобы получилось имя БИМ.
Выложите схему. Сколько звуков в этом слове?
Дети: 3 звука.
Логопед: А в имени БОМ?
Дети: тоже 3.
(дети сравнивают схемы слов БОМ и БИМ)
Логопед: Вы хорошо справились с этим заданием. Вы уже знаете, что у звуков есть свои домики, письменные знаки, есть свой домик и у звуков Б, Б` - это буква Б (выставляется буква Б). На что она похожа?
Дети: предполагаемые ответы – на человечка с животиком, на бочонок с краном и т.д.
Логопед: Напишите эту букву в воздухе. Из скольких элементов она состоит?
Дети: из 3-х.
Логопед:
Палочка и палочка,
Кружочек – оборотик,
Отрастила буква Б
Кругленький животик.
Возьмите нужные буквы и выложите имена клоунов. Прочитайте их.
(Дети читают слова БОМ и БИМ)
Логопед: Ребята, вы очень порадовали весёлых клоунов. Посмотрите, как они нам улыбаются. А теперь наведите пожалуйста порядок на своих столах.
Дети наводят порядок. В это время звучит грустная музыка и незаметно для детей входит Буратино, идёт, разводя руками и плачет.
Дети замечают Буратино.
Логопед: Ребята, к нам кто-то пришёл. Кто же это?
Буратино (роль играет воспитатель): Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Буратино. Почему ты такой грустный?
Буратино: Папа Карло подарил мне букварь, он хотел, чтобы я учился в школе. А я обменял его на билет в театр Карабаса-Барабаса. Теперь я должен справиться со всеми его заданиями, чтобы найти свой букварь. Карабас сказал, что к букварю меня приведёт только один путь и назвал волшебное слово «Буква».
Логопед: Дети, я, кажется, догадалась. Не печалься, Буратино, мы тебе поможем. Задания надо выполнять в том порядке, в каком расположены звуки в слове «Буква».
Скажите, какой первый звук в этом слове?
Дети: Звук Б.
Логопед: Находим букву Б, там должно быть первое задание.
Дети находят букву Б.
Логопед: Буратино, ты должен придумать загадки о животных.
Буратино: Ура! Я знаю много загадок. Ребята, отгадайте.
(Загадывает загадки, а логопед выставляет картинки)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно, это… (белка).
Буратино:
Без тропинок, без дорог,
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это… (ёж).
Буратино:
Кто на ветках ест бананы,
Отвечайте, … (обезьяны).
Буратино:
Большой, толстокожий,
Он – житель болот.
Ну кто же он, кто же,
Ответ - … (бегемот).
Буратино: Какие вы сообразительные?
Логопед: Посмотрите, какая картинка здесь лишняя? (Игра «4- лишний»)
Дети: Ёж, потому что в этом слове нет звука Б`.
Логопед: Правильно, но ёжик любит играть на барабане. Выходите, дети и ты, Буратино.
Физ. пауза. Речевая подвижная игра «Ёжик и барабан» - координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
С барабаном ходит ёжик,
Бум, бум, бум!
(маршируют по кругу, изображая игру на барабане)
Целый день играет ёжик,
Бум, бум, бум!
С барабаном за плечами,
Бум, бум, бум!
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум, бум, бум!
(идут по кругу, спрятав руки за спину)
Очень яблоки любил он,
Бум, бум, бум!
(то одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко)
Барабан в саду забыл он,
Бум, бум, бум!
(останавливаются, разводят руками)
Ночью яблоки срывались,
Бум, бум, бум!
И удары раздавались,
Бум, бум, бум!
(руки на поясе, прыжки на месте)
Зайцы здорово струхнули,
Бум, бум, бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум, бум, бум!
(делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками)
Логопед: Отдохнули, ребята? Какой второй звук в слове « буква»?
Дети: Звук У.
Логопед: Ищем букву У.
(Дети находят букву У)
Буратино: Карабас-Барабас разложил для нас какие-то цветные квадратики. Зачем?
Логопед: Это схема слова. К этой схеме нужно подобрать слово. Сколько звуков будет в этом слове?
Дети: 3 звука.
Логопед: Берите нужные буквы и выкладывайте слово. Это слово должно начинаться на звук Б, а заканчиваться звуком К.
(1-й ребёнок выкладывает слово БЫК)
Логопед: (обращается к другому ребёнку) Замени букву Ы на букву А. Прочитай, что получилось (БАК).
(Обращается к 3-му ребёнку) Замени букву А на букву О. Какое слово получилось? (БОК)
Буратино: А можно я?
Логопед: Хорошо. Замени букву О на букву У.
Дети, прочитайте слово. (БУК)
Буратино: Я знаю, есть такое дерево.
(Логопед выставляет схемы 4-х слов)
Логопед: Сколько у нас получилось слов?
Дети: 4, а схема у нас одна. Мы заменяли 1 звук, а получались разные слова.
Буратино: Теперь и я это буду знать.
Логопед: Ребята, назовите мне третий звук в слове «Буква»?
Дети: Звук К. Надо искать букву К.
(Дети находят букву К)
Логопед: Посмотрите, под деревом стоит волшебный мешок.
Буратино: Это Карабас -Барабас нас разыгрывает.
Логопед: Надо на ощупь определить, что в нём находится и все предметы разложить в 2 коробки: в синюю или в зелёную.
Дети: В синюю коробку мы положим предметы, если услышим твёрдый звук Б, а в зелёную - если услышим мягкий звук Б`.
(дети на ощупь достают предметы и говорят: «Бусы я положу в синюю коробку, потому что слышу твёрдый звук Б и т.д.)
Буратино тоже достаёт предмет и ошибается (дети его поправляют).
Предметы: бусы, браслет, балалайка, барабан, бинт, бинокль, белочка.
Логопед: Дети, назовите четвёртый звук в слове «буква»?
Дети: Звук В.
Находят букву В.
Буратино: Посмотрите, тут какие-то загадочные картинки нарисованы.
Логопед: Это ребусы и их нужно расшифровать и сказать какое слово спряталось.
Дети расшифровывают слова: Бу-лавка, Бу-лыжник, Ба-бочка.
Буратино: Мы справились со всеми заданиями, а мой букварь так и не нашли.
Логопед: Мы ещё не все буквы нашли. Дети, какой последний звук в слове «Буква»?
Дети: Звук А.
(Находят букву А на дереве.
Вдруг под деревом Буратино находит букварь)
Буратино: Ура! Я нашёл свой букварь.
Дети: Здесь написано УКВАРЬ.
Логопед: Теперь понятно, почему Карабас-Барабас назвал волшебное слово «Буква». Потерялась буква. Ребята, какая буква потерялась?
Дети: Буква Б.
Буратино: Что же мне делать?
Логопед: Не расстраивайся. Мы сейчас много букв Б смастерим, и ты нам помогай.
Логопед: Дети, подойдите к столам
(на столах лежат заготовки: пластилин, вырезанные цветочки, звёздочки, бантики, ракушки, крупы – горох, фасоль, манка, клей)
Дети, а из чего можно выложить букву Б?
Дети: из пластилина, из крупы, из бусинок, из ракушек, буквы можно и украсить, сделать сказочными.
(Дети приступают к изготовлению букв разными способами.
Звучит инструментальная музыка (аудиозапись).
После окончания работы подводится итог занятия.)
Логопед: Дети, с какими звуками мы сегодня играли? Что вам особенно понравилось?
Дети отвечают.
Логопед: Вы сегодня все постарались, помогли Буратино найти букварь, смастерили буквы. А теперь нам пора прощаться.
Дети: До свидания!
Буратино: До свидания! Спасибо вам.
(Буратино уходит. Дети прощаются с гостями и тоже уходят.)