Конспект урока "Правописание корней с чередованием кос - кас"

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

  1. Закрепление знаний и умений по правописанию корней с чередованием КОС – КАС.
  2. Формирование умения различать слова с чередованием в корне и проверяемой гласной.
  3. Повторение правописания корней с чередованием ЛАГ – ЛОЖ.
  4. Развитие творческих способностей, внимания, памяти.

Подготовка к уроку:

Данный урок удобно проводить с использованием интерактивной доски, это облегчает и ускоряет проверку заданий.

Необходимо подготовить для каждого ученика тексты заданий ( см. Приложение).

Ход урока

1.

В некотором царстве, в тридесятом государстве, в котором властвует строгая, но справедливая королева Орфография, случилось страшное горе. Налетел из страны Неграмотности злой и свирепый ураган и перепутал все слова. Как же им жить дальше? Как узнать друг друга и своих родственников?

Погоревали они, да делать нечего: решили отправиться в путь, чтобы отыскать себе волшебных помощников.

Задание № 1.

Посмотрите на доску и распределите перепутавшиеся слова на группы, не забудьте, что слова нуждаются в волшебных помощниках.

Касание, косой, неприкосновенный, коснуться, касательная, косить, прикосновение, коса, прикасаться.

Проверка.

Таких групп должно быть три: в 1 и 2 столбиках слова с чередованием гласных в корнях кос – кас, в них необходимо выделить корень и суффикс; в 3 столбике – с безударной гласной в корне, нужно подобрать проверочное слово и выделить корень.

  • касание, касательная, прикасаться;
  • коснуться, неприкосновенный, прикосновение;
  • коса (косить), косой (косо), косить (косит).

Если ученики ошиблись или не до конца выполнили задание, то ошибки исправляются во время проверки при помощи вопросов учителя.

Какие группы вы выделили? Чем они отличаются друг от друга? Каких волшебных помощников вы отыскали?

Итак, мы вспомнили сейчас один из секретов Орфографии: чередование гласных в корне КОС – КАС. Произнесите ещё раз правило правописания этих корней.

2.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Некоторые слова с помощью волшебных помощников нашли своих родственников, а некоторые так и заплутали в тёмных лесах королевства Неграмотности. Давайте поможем словам найти свою семью.

Задание № 2.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы и определите, к какой группе по значению относятся слова.

Русая коса, покосившийся, косить, неприкосновенный, косица, косой, острая коса, прикосновение, косичка, кособокий, соприкосновение, косьба, касаться, скоситься, покос, коснётся, косилка, касаться.

Какие группы слов по значению вы выбрали? (“заплетённые волосы”, “расположенный наклонно, кривой”, “убирать траву”, “слегка дотронуться”)

Какие знания и умения вы применили, чтобы правильно написать слова?

3.

Вспомните, а в каких ещё корнях с чередованием правописанием О и А командует суффикс А? Итак, у наших слов появились попутчики. Все слова благополучно вернулись в свои дома в царстве Орфографии. А теперь вы узнайте, кто в каком теремочке живёт.

Задание № 3.

Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Вы узнали авторов этих предложений?

  1. “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
  2. “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
  3. “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
  4. “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
  5. Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
  6. Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про муми – троллей”)
  7. Над дверью домика, где жила Сова распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
  8. Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
  9. Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)

4.

Мы сегодня оказались в волшебной стране Орфографии. Подружиться с самой Королевой сложно: она любит испытывать ребят сложными заданиями и хитроумными загадками.

Перед вами разные задания. Вы можете выбрать для выполнения любое из них.

См. Приложение 1.

5. Проверка выполненных заданий.

При проверке выполненных заданий хорошо использовать интерактивную доску.

См. Приложение 2.

6. Подведение итогов.

О чём была сегодня наша сказка?

Что нового вы узнали на уроке?

Итак, мы заканчиваем путешествие в волшебную страну Орфографию, но напоследок королева этой страны просит вас выполнить ещё одно здание, но дома. Учитель задаёт домашнее задание.

Возможные варианты домашнего задания:

  • выполнить упражнение из учебника,
  • составить текст, насыщенный словами с изучаемой орфограммой,
  • сочинить сказку про важный суффикс А.

7.

Вспомните, как обычно заканчивается сказка?

“Вот и сказке конец, а …”

Вот и вы сегодня молодцы, прекрасно поработали. Спасибо за урок.