Цели:
- Ознакомление учащихся с биографией В.П. Астафьева – русским писателем.
- Формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания природы, культуры и истории родного края.
Оборудование:
Учебное пособие Г.В. Раицкая “Литературное путешествие по Красноярскому краю” 3-й класс.
Портрет писателя, фотографии детских лет писателя, выставка книг для чтения в начальной школе, карта Красноярского края.
Ход урока
I. Сообщение
Темы и цели урока.
(Карта Красноярского края)
– Мы продолжаем литературное путешествие по Красноярскому краю.
– Давайте вспомним, где мы уже с вами побывали.
(Север Красноярского края. Читали сказки народов севера. Эвенкийские, ненецкие, кетские, селькупские, долганские)
– О чём рассказывали народы севера в своих сказках?
(О животных, о растениях, о природе, об особенностях жизни на севере)
– Чему учат мудрые сказки этих народов?
(Любви к природе, к близким людям, к родным)
– Сегодня мы остановимся на великой реке Енисей.
(Учитель показывает на карте)
– На этой реке в селе Овсянка (фотография), (Село Овсянка; приложение 1)
Родился замечательный русский писатель Виктор Петрович Астафьев
(Портрет, даты жизни; приложение 2)
– Когда жил писатель?
(Дети читают даты)
– Вспомните, может быть кто-нибудь из вас читал его произведения?
(“Гуси в полынье”, “Капалуха”, “Стрижонок Скрип”)
– О чём писал В.П. Астафьев? (Предположение детей: о людях, животных, природе)
– Важное место в произведениях В.П. Астафьева занимает описание суровой и прекрасной природы сибирского края – она в творчестве этого писателя неотделима от самой жизни
Первичное восприятие текста
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением этого писателя “Юркий рябчик”.
– Как вы думаете, о чём это произведение?
(Предложение детей.)
– Чтение рассказа учителем и подготовленными детьми (по абзацам).
Беседа по вопросам
– Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (рассказ)
– Правильно ли мы предположили о содержании рассказа?
– Назовите героев этого рассказа? (автор, рябчик), (фотография рябчика, приложение 3)
– Кто является свидетелем и участником событий, описанных в рассказе?
– Кто нам рассказывает обо всём происходящем? (автор)
– Как бы эту историю рассказал рябчик?
– Кому принадлежат слова, завершающие рассказ?
Словарная работа
(Карточки со словами, приложение 4)
– Какие незнакомые слова в рассказе встретились?
– Образование значения слов
Пищик – предмет, напоминающий свисток, которым можно издать звуки, похожие на трели рябчика.
Просеки – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу, предназначенная для дороги.
Валежник – деревья, сучья, упавшие наземь.
Юркий – быстрый, мгновенный, увёртливый
Беседа с детьми об авторе
– Каким вы представляете себе автора этого произведения?
(автор – человек неравнодушный. В. Астафьев очень любит природу и хорошо знает её. Не каждый человек заметит то, что заметил автор. Он очень наблюдательный. Он добрый)
Родился В. Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать: утонула в Енисее. (Фотографии, приложение 5)
– Воспитывался В. Астафьев в семье дедушки и бабушки, которые своим теплом и заботой скрашивали его сиротское детство.
Самым близким и дорогим человеком для маленького Витьки стала его бабушка – Екатерина Петровна.
Но детство кончилось, и впереди будущего писателя ожидали беспризорность, голод, детский дом. И, наверное, лишь тот крепкий внутренний стержень, что был заложен в родной деревне близкими людьми, помог ему выстоять и не сломаться под тяжестью обрушившихся на него обстоятельств.
Итог урока
– Мне хочется закончить наш урок отрывком из воспоминаний В.П. Астафьева “Помнить хорошее”:
“Что же самое хорошее было в моей жизни? Лес, тайга, бесчисленное хождение по ней… О, тайга, о вечный русский лес и все времена года, на земле русской происходящие, что может быть и есть прекраснее вас?
Спасибо Господу, что пылинкой высеял меня на эту землю, спасибо судьбе за то, что она сделала меня лесным бродягой и подарила въяве столько чудес, которые краше всякой сказки”.
Использованная литература:
- Астафьев В.П. “Помнить хорошее” // “Мурзилка”. 2001. №5. с. 8-11.
- Ланщиков А.П. “Виктор Астафьев”, М. 1992.