Место урока в системе уроков: заключительный урок по теме “Степень с натуральным показателем”.
Образовательные: Активизация знаний, умений и навыков по теме “Степень с натуральным показателем”. Углубление полученных знаний, умений.
Развивающие: Расширение информационной сферы у учащихся, закрепление и уточнение узловых вопросов темы. Формирование умений самостоятельного поиска информации. Выработка навыков обобщения.
Воспитательные: Воспитание у учащихся адекватности и самокритичности в оценке собственных знаний.
Ход урока
1 этап. Организационный момент (стадия вызова)
Учитель знакомит учащихся с ходом урока и особенностями работы учащихся на уроке.
Каждый ученик получает свою контрольную карточку - задание, учебную и справочную литературу. Каждому ученику предстоит ответить на вопросы тестового задания по заданной схеме таблицы: “да”, “нет”, “сомневаюсь”. Заполняются три столбца: да, нет, сомневаюсь.
№ |
Задания и вопросы. Верно ли утверждение или решение? |
Да | Нет | Сомневаюсь | Окончательный вариант |
|
Да |
Нет |
|||||
№1 | ||||||
№2 | Выражение называют степенью, число - основанием степени, число - показателем степени. | |||||
№3 | ||||||
№4 | Степенью числа с показателем 1 называют само это число. | |||||
№5 | При возведении положительного числа в любую натуральную степень получается положительное число. | |||||
№6 | При возведении отрицательного числа в любую натуральную степень получается отрицательное число. | |||||
№7 | При возведении нуля в любую натуральную степень получается ноль. | |||||
№8 | ||||||
№9 | ||||||
№10 | ||||||
№11 | ||||||
№12 | ||||||
№13 | ||||||
№14 | При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели делятся, а основание остаётся неизменным. | |||||
№15 | При возведении степени в степень показатели перемножаются. | |||||
№16 | ||||||
№17 | Чтобы разделить друг на друга степени с одинаковыми показателями, достаточно разделить одно основание на другое, а показатель степени оставить неизменным. | |||||
№18 | ||||||
№19 | ||||||
№20 | ||||||
№21 | Значение выражения оканчивается цифрой 4. | |||||
№22 | ||||||
№23 | ||||||
№24 | ||||||
№25 | В тридевятом царстве живет дракон, который увеличивает свой вес за день в 4 раза, если поймает и съест добра молодца, вдвое, если – красну девицу, и худеет на половину своего веса, если останется без добычи. За год он съел 15 девиц и 112 молодцев. Верно ли, что вес дракона за это время удвоился? | |||||
№26 | В городе Дубки расплачиваются желудями, а городе Сосняки – шишками. В январе отношение курсов желудя к шишке было 3:1. В Сосняках месячная инфляция (обесценивание денег) составляет 10%, а в Дубках – 21%. Постройте формулу, показывающую состояние курсов для июня. Ответ: 5:1 |
2 этап. (Стадия осмысления)
Учащиеся самостоятельно выполняют задания на карточке и заполняют последние два столбца с окончательными вариантами ответов. Если какое-то задание вызывает затруднение, ученик имеет возможность:
- воспользоваться учебником, повторить правила, найти ответы на нужные вопросы;
- воспользоваться подсказками, которые содержит решения различных заданий по теме “Степень с натуральным показателем”.
3 этап. (Стадия рефлексии).
Учащиеся совместно с учителем начинают проверку выполнения заданий.
Перед тем как приступить к проверке, учащиеся определяют свой райтинг. (Райтинг – это дробь, в числитель которой учащиеся ставят себе отметку, на которую, по их предположению, они выполнили данное задание, в знаменатель затем будет выставлена отметка учителя. Чем ближе будет райтинг к единице, тем лучше, реальнее и адекватнее оценивает ученик свои знания).
В зависимости от наличия времени, учащиеся могут самостоятельно проверить своё решение, могут поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку с помощью ответов, которые учитель в конце урока выдаёт ученикам или размещает их в электронном виде, обсуждая наиболее трудные задания. Учитель может попросить выполнить на доске решение задач, оценив это отдельной отметкой. Таким образом, каждый учащийся получает за выполнение задания отметку, а некоторые – две отметки.
Оценивание выполняется по следующей шкале:
25-26 правильных ответов – отметка 5;
20- 24 правильных ответов – отметка 4;
14- 19 правильных ответов – отметка 3;
менее 14 – отметка 2.
4 этап. Подведение итогов урока.
Домашнее задание и его комментарий.
По желанию: составить электронный словарь по теме “Степень с натуральным показателем”.
Подсказки по теме “Степень с дробным показателем”
№1.При нахождении значения выражения сначала выполняются действия возведения в степень, а затем - все остальные действия в известном порядке.
№2.Пример:
Вычислим:
№3. Найдём множество значений выражения
Если п – нечётное число, то ; тогда ;
Если п – чётное число, то ; тогда .
Множество значений данного выражения: .
№4. Найти х, если .
№5.Вычислите: .
.
№6.Вычислите .
.
№7. Упростите выражение.
№8.Решите уравнение: .
№9.Какая цифра будет последней при возведении числа 2009 в степень 2009, т.е. ?
Проследим, какой цифрой будет оканчиваться число 2009 при возведении в натуральные степени (очевидно, что последние цифры будут те же, что и при возведении числа 9 в соответствующие степени):
Видим, что при возведении в натуральную степень числа, оканчивающегося цифрой 9, результат будет оканчиваться цифрой 9 при возведении в нечётную степень, и цифрой 1 – при возведении в чётную степень.
Таким образом, будет оканчиваться цифрой 9.
№10.Вычислите: .