Высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений предъявляет современное общество. Несомненно, что дошкольное образовательное учреждение призвано заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка, и одной из главных задач воспитательного процесса является физическое развитие дошкольников. Конечно, на практике преобладают такие формы физической культуры как: утренняя гимнастика, традиционные физкультурные занятия, физические упражнения на воздухе. Неоспоримо, что данные формы являются основным базисом физической культуры, но нельзя забывать и об огромном значении игры – которая, как известно, является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника.
В настоящее время в педагогической практике используется большое количество методик, однако не каждый специалист может разобраться в их технологии, да и не каждому ребенку под силу освоить ту или иную технику выполнения движения, а ведь известно, что движение является физиологической потребностью ребенка, и чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интеллектуальнее развитие, но лишь в игре ребенок может реализовать свои двигательные возможности.
Познакомившись с педагогическим опытом передовых педагогов современной дошкольной педагогики, и в процессе своей работы я пришла к выводу, что более эффективно проблема двигательной активности и совершенствование основных движений будет решаться через подвижную игру – естественную потребность ребенка.
Работу по физической культуре по обучению и совершенствованию основным видам движений со старшими дошкольниками осуществляется в четыре этапа.
Знакомство и обучение детей основным видам движений проходит на традиционном физкультурном занятии (первый и второй этап работы). (Приложение № 1, Приложение № 2).
Совершенствование движений реализуется на нетрадиционных занятиях, построенных на подвижных играх, объединенных единым сюжетом с присутствием сказочного персонажа (третий этап работы). (Приложение № 3).
Подвижные и малоподвижные игры присутствуют во всех частях занятия, с учетом распределения нагрузки детей.
Большое внимание в физкультурно – оздоровительной работе уделяю народным подвижным играм – нельзя переоценить значение народной игры в педагогическом отношении. Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер.
В моей работе имеет место быть разработки занятий, построенных на народной игре.
Мой опыт показывает, что детям очень нравятся такие занятия, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Даже те дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной обстановке, выполняя движения, испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха.
Совершенствование основных видов движений через подвижную игру проходит не только на занятиях, но и на прогулке во время организации динамических часов. (Приложение № 4). Эта работа осуществляется не только усовершенствования движений, но и для повышения двигательной активности в самостоятельной и совместной деятельности детей в свободное от занятий время, и для того, чтобы вызвать живой детский интерес к физической культуре.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления вида движения использую сюжетную, а затем бессюжетную игру, где перед детьми ставится реальная задача усовершенствовать данный вид движения отработать правильное его выполнение. (Приложение № 5).
При отборе игр, учитываю наличие естественных условий, заранее продумываю варианты игр, какие требования должна предъявить при той или иной игре.
Для того, чтобы начать игру и организовать детей, создать эмоциональный настрой использую различные приемы – сговорки, заклички, считалки.
Для закрепления у детей двигательных навыков и развитие физических качеств, планирую, повторность игр в течение всего года и в определенной последовательности варьирую их в соответствии: с поставленными задачами, с условиями движения, правилами игры.
На четвертом этапе работы – совершенствование основных видов движений, закрепление двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств осуществляется через спортивные праздники и развлечения – где используются, отработанные движения через эстафеты, аттракционы и подвижные игры, праздники подразделяются на два вида.
Первый – это тематические праздники, связанные одним сюжетом, (например праздник, посвященный Дню защитника Отечества), (Приложение № 6),такие праздники позволяют объединить родителей и ребенка, вызвать у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. Команды формируются заранее, самостоятельно готовятся приветствия, эмблемы, названия команды, домашние заготовки. Дети стараются правильно выполнить все задания, и так же следят за правильностью выполнения родителей. Цель команды – победа, и демонстрация своих спортивных достижений.
Второй – это сезонные праздники и развлечения, они связаны одним сюжетом, участвуют сказочные персонажи. Данные праздники и развлечения не всегда построены на проведении эстафет, используются игры – подвижные, малоподвижные, игры-аттракционы. Если проходят эстафеты, то в них не всегда используется командный состав, участвуют дети парами. Цель таких праздником заключатся в создании радостного настроения у детей, воспитание чувство сплоченности, сопереживания друг за друга, интерес к физкультурным мероприятиям, содействие развития основных движений (Приложение № 7).
Эффективность данного этапа зависит от активного участия каждого ребенка, я привлекаю всех детей к совместным играм, эстафетам. Дети с радостью участвуют в праздниках, развлечениях. Проведение праздников и развлечений содействую развитию у детей умения творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, способствует умению проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Всю работу по обучению и совершенствованию основных движений можно проследить на схеме.
Знакомство с о.в.д. Часть занятия. | Обучение о.в.д., через упражнение. Часть занятия. | Совершенствование о.в.д. через
подвижную игру,
|
Совершенствование о.в.д., через эстафеты, аттракционы и подвижные игры. На праздниках и развлечениях |
В результате моей работы у детей расширился двигательный опыт, совершенствовались имеющиеся у них навыки в основных движениях; совершенствовались психофизические качества; сформировались самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками
Это подтверждается динамикой роста физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
Считаю, что опыт показал, что использование подвижной игры является эффективным средством по совершенствованию основных видов движения.