Раздел программы: Человек и информация.
Тип урока: комбинированный.
Время проведения: Второй урок раздела.
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением.
Цели урока:
Актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира.
Закрепить навыки структурирования информации с помощью создания нумерованных и маркированных списков.
Задачи урока:
Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная: дать первоначальные понятия ощущение, восприятие и представление, закрепить практические навыки работы с программой текстовый процессор Word.
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти и внимания.
Основные понятия:
- Реальная действительность
- Ощущение;
- Восприятие;
- Представление;
Подготовка к уроку: Учитель готовит тексты для выполнения практической части урока в электронном виде и располагает их на ученических компьютерах.
План урока.
- Организационный момент. 1-2 мин.
- Проверка домашнего задания. 5 мин.
- Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 1 мин.
- Объяснение нового материала. 10 мин.
- Закрепление нового материала. 3 мин.
- Информация о д/з, инструктаж по его выполнению. 1 мин.
- Практическая часть урока. Выполнение практической работы на компьютере. 18 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление плана урока.
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Чем является информация для человека?
Ответ – Информация для человека это знания, получаемые из различных источников. (Привести пример).
2. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило знания?
Ответ – Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.
3. Информативны ли для вас следующие сообщения: “Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов” и “Термин мультимедиа означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе”? Ответ обоснуйте.
4. Приведите 2-3 примера фактов из области истории, географии или биологии.
5. Приведите 2-3 примера правил, изученных на уроках русского языка или математики.
Учитель визуально проверяет выполнение заданий 1 – 6 в рабочей тетради. Обсуждение работ.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- Что делает человек с полученными знаниями? (Запоминает, обрабатывает, применяет их на практике).
- Правильно, полученные знания или познание реальной действительности отражается в сознании человека. Существует две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое называют абстрактным мышлением. Сегодня на уроке мы познакомимся с чувственным познанием окружающего мира. Одной из задач урока познакомиться с понятиями: ощущения, восприятие, представление. Запишем в тетради тему урока: “Чувственное познание окружающего мира”. (Дата).
4. Объяснение нового материала.
Учитель С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие проявления), (записать в тетради (Реальная действительность – окружающий нас мир)).
Работа в группах. Каждой группе даны понятия (апельсин, ёлка, яблоко, фейхоа, персик) Приложение 1. Ваша задача: ответить на вопрос: Какой он, этот объект? Заполните карточки. 2 минуты
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос по группам. Возможно группа, которой досталось слово фейхоа, не сможет описать объект или опишет неправильно. Учитель Ребята, а ведь я вам не показывала эти объекты, откуда вы узнали, что они имеют такие свойства? (Мы их видели, ели брали в руки, трогали)
Но в данный момент этого не происходило, а вы подробно всё описали. (Мы запомнили) Как запомнили, расскажите?
Например: апельсин:
Откуда узнали, что он круглый
оранжевый? (Увидели)
Чем? (Глазами)
Кислый, сочный. (Пробовали, язык (рецепторы))
Ароматный, (нюхали, нос).
Пористый, гладкий (Трогали, руки, кожа).
А как по-другому называются; Руки, нос, язык, глаза человека? (органы чувств) Правильно, органы чувств. Почему группа со словом фейхоа не смогли описать этот фрукт. (Потому что никогда не видели его и не пробовали). Итак, все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека-средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. (В тетради: Ощущения – отдельные свойства объектов, воздействующие на наши органы чувств)
Учитель Если взять целостное отражение объекта, т.е. не отдельное свойство: лимон -жёлтый, сахар – сладкий, а все свойства объекта в целом, то это называется восприятие. Восприятие складывается из отдельных ощущений. (Яблоко) (В тетради. Восприятие это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующее на наши органы чувств, складывающееся из отдельных ощущений). Я произношу слово Снег. Что почувствовали? (холод, белый и т.д.) Снега нет, но мы его представили. Это называется – представление. Приведите пример представления. (В тетради: Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринимаемого ранее). С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называется чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены. Законы мира, сущность предметов и явлений мы познаём с помощью мышления.
5. Закрепление нового материала.
Что такое реальная действительность?
Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?
Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке? Из чего складываются восприятия? Приведите пример. Каково ваше представление о носителях информации? Опишите их.
6. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению.2.2, РТ № 7 – стр. 41.
7. Практическая часть урока.Выполнение практической работы на компьютере.
Практическая работа № 4 П.2 и 5 пп.2, 4. Кто выполнит раньше, добавить в файл объект WordArt.