Программное содержание:
- Познакомить детей с профессией электрика, расширять представления детей о профессии.
- Развивать умения наблюдать, делать умозаключения, сравнивать.
- Продолжать учить разгадывать загадки, составлять предложения и не большие рассказы, развивать связную разговорную речь.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, потребность заботиться о своём здоровье
- Закреплять знания детей об опасных ситуациях. Закреплять правила оказания первой помощи при ожогах.
Материал:
Карточки со схематичным изображением человека в определенной позе, демонстрационный материал к загадкам, карточки-символы, макет электростанции, аудиозапись.
Слайды:
- темная улица города Северска;
- внешний вид ТЭЦ;
- изображение турбин;
- пульт электрика;
- освещенная улица города Северска;
- насосы, подающие горячую воду в жилые дома.
Карточки-символы:
а) нельзя играть с взрывоопасными предметами;
б) нельзя оставлять без присмотра включенные
электроприборы;
г) при ожоге поставить пораженное место под
холодную воду;
д) нельзя открывать окна при пожаре;
е) забинтовать пораненный участок.
Материалы для проведения опыта: спиртовка, колба, вода, клеенка, салфетка.
Словарная работа: электричество, электростанция, тепло, котел, турбина, пар, вода, электроприборы.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций ТЭЦ, разгадывание загадок об электроприборах.
Ход занятия
– Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её разгадать.
К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество
Это. (Электричество)
– Верно, а что называется электричеством (вид энергии, с помощью которого работают электроприборы некоторые виды транспорта и т. д)
– А как называется предприятие, которое вырабатывает электричество? (электростанция)
-Ребята, а вы знаете, что без электричества нам не обойтись, мы так к нему привыкли, что и не думаем о нем. А представьте, что в городе нет электричества, что же случится тогда? (Ответы детей)
– Правильно, в квартирах погаснут лампочки, не будут работать телевизоры, холодильники, остановятся заводы, в городе будет очень темно. (слайд 1)
– Скажите, а может такое быть (нет).
Не может, так как в нашем городе есть электростанции, где работают электрики, которые дают нам электричество, тепло, Вы хотите там побывать?
– Посмотрите вот это теплоэлектростанция(2 слайд)
– Давайте попробуем внутрь, остановимся возле огромных котлов (макет)
– Вам интересно, что там внутри? Вы слышите, как гудит котел? (аудиозапись со звуковыми эффектами, напоминающими гул шумящей воды).
– Внутри котла тонкие трубки, по которым бежит вода, она очень быстро при огромной температуре превращается в пар.
– Вы хотите понаблюдать, как вода превращается в пар?
Мини лаборатория
воспитатель проводит опыт, показывает, как вода при нагревании превращается в пар.
– Пар, отличный работник. Посмотрите, рядом стоят машины, которые называются турбины. (3 слайд)
Пар поступает туда, а затем к другим машинам, которые вырабатывают электричество.
– А как вы думаете, кто руководит всеми котлами, турбинами? (правильно человек).
– А кто знает, как называется профессия этого человека? (электрик 4 слайд)
– У него есть длинный стол, на котором много переключателей похожих на ключики, повернет он один такой ключик и электричество побежит по проводам.
– А провода тянутся к нашим домам, освещают наши квартиры, наш город(5 слайд)
Физическая пауза под музыку с передвижением
(У воспитателя сигнальные карточки с изображением человечков в определенной позе, дети должны принять позу, которая показана на карточке).
– А как вы думаете, кто дает нам тепло? (тоже электрики).
– Вспомните про пар, он отличный работник, он еще отдает жар нашим комнатным батареям, разогревает воду, а насосы толкают в наши дома, поэтому в квартирах и детских садах всегда тепло (6 слайд).
– Наша экскурсия закончилась, вам понравилось на ТЭЦ?
– Давайте вспомним, кто же нам дает тепло и свет?
– Правильно электрики они заботятся о том, что бы у нас было светло и тепло.
– Хочешь, зажигай электро-лампочку, хочешь, вставай под горячий душ, хочешь, включай телевизор.
– Сейчас я вам загадаю загадки:
1. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем
Как мы это назовём? (водопровод).2.Он охотно пыль глотает
Не болеет, не чихает (пылесос).3.Дождик теплый и густой
Этот дождик не простой
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ)4.То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход
Остановишь-горе
Продырявит море (утюг).5.Кто по проводам
В дом приходит к нам
По ночам, когда темно
Освещает дом оно (электричество).
– Молодцы, вы теперь знаете, кто нам дает электричество, с помощью которого работают электроприборы в наших квартирах.
Дыхательная гимнастика под спокойную музыку:
– Ой, ребята. Что это за шум? Кто то плачет?
В группу вбегает Буратино
– Ой, ой как больно (держится за руку)
– Что случилось, Буратино?
– Я хотел проверить разогрелась ли плита, и положил ладонь на конфорку. И теперь она покраснела и очень больно.
– Ребята, давайте окажем Буратино первую помощь и расскажем правила ,которые необходимо соблюдать при эксплуатации электроприборов.
Дидактическая игра “Наши помощники бытовые приборы”
На доске размещены картинки с электроприборами, дети выкладывают соответствующие сигнальные карточки: красные-запрет, синие-одобрение.
– Буратино ты теперь понял, что при работе с электроприборами необходимо знать эти правила и строго их соблюдать.
– Да, а на память я хочу подарить вам эти лампочки. Пусть они всегда ярко горят освещают нашу группу(дарит модели лампочек из картона).