Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного образования приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания.
Одним из таких методов оценивания является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
– коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
– поддерживать высокую учебную мотивацию
школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и
самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной
деятельности учащихся;
– формировать умение учиться: ставить цели,
планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
– и как результат: способствовать повышению
качества образования в целом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПОРТФОЛИО
- В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
- Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
- Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
- Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
- Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.
К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.
Перечень мероприятий по подготовке портфолио учащихся на разных возрастных этапах
Возрастной этап |
Перечень мероприятий |
Взаимодействие |
5-й класс. Сентябрь-ноябрь. |
1. Подготовка рабочих материалов. 2. Собеседования с классными руководителями. 3. Оформление собственно папок. 4. Информирование учащихся и родителей (законных представителей) о значимости портфолио и необходимости его ведения | Классный руководитель, педагог-психолог |
5–7-е классы | 1. Проводится работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. 2. Психологическая диагностика. 3. Диагностика возможностей: – анализ результатов успеваемости; – анализ результатов досуговой деятельности; – проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления); – изучение мотивации учащихся при переходе в основную школу; – изучение мотивов в обучения в 7-м классе, ГИТ, типы интеллекта (теория Говарда Гарднера). 4. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 5. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады по предметам и т. п. | Классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники. |
Окончание 7-го–8-й класс | 1. На данном этапе проводятся консультации с учащимися и их родителями по выбору профиля дальнейшего обучения. 2. Диагностика интересов, потребностей и склонностей: – карта интересов; – диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках. 3. Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося. 4. Соответственно ведется работа по максимальному обеспечению официальных документов и творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности | Классный руководитель, педагог-психолог, родители |
Окончание 8-го– 9-й класс |
1. Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута. 2. Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы. 3. Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом. 4. Обработка результатов, накопленных на раннем этапе. 5. Предоставляется выбор предпрофильных курсов для дальнейшего самоопределения учащихся. 6. Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут по предпрофильной подготовке и повысить образовательный рейтинг. 7. Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей. 8. Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций. | Учащиеся, классный руководитель, педагог-психолог |
9-й класс. Апрель-май. |
1. Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио. 2. Заполнение бланка портфолио и приложения к нему, утвержденного для общеобразовательных учреждений. | Классный руководитель, педагог-психолог, администрация |
Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом программы является рабочая папка “Портфолио” (с 5-го по 8-й классы) ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.
Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.
В рамках данной работы предполагается проведение серии занятий с классом, индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний.
СОДЕРЖАНИЕ портфолио
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел “Мой портрет”;
II раздел “Портфолио документов”;
III раздел “Портфолио работ”;
IV раздел “Портфолио отзывов”;
V раздел “Копилка” (памятки, инструкции, полезная информация).
Раздел I. Информация о владельце портфолио
Мой портрет – цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует достижения. Также проводит самоанализ итогов года.
Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.
Раздел II. Официальные документы
Портфолио документов – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.)
В данном разделе допускается представление копий документов.
Каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой оценки.
(На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.)
Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша в аттестат, легко заполняется классным руководителем.
Итоговая балльная оценка делает портфолио действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными в конце года и при итоговой аттестации в 9-м классе).
Документы, представленные в данном разделе фиксируются в таблице. Сами документы или их копии (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т.п.) могут храниться дома у ученика или в файле Рабочей папки.
Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору
Портфолио работ – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.
Портфолио работ может включать в себя:
– проектные работы (тема проекта, описание
работы, текста работы в печатном виде);
– исследовательские работы и рефераты (исследовательская
работа, реферат, использованная литература);
– техническое творчество: модели, макеты,
приборы (краткое описание конкретной работы);
– работа по искусству (дается перечень работ,
фиксируется участие в выставках, в театре,
оркестре, хоре и т. п.);
– различные практики: языковая, социальная,
трудовая, педагогическая (фиксируется вид
практики, место ее прохождения,
продолжительность);
– занятия в учреждениях дополнительного
образования, на различных учебных курсах;
– участие в научных конференциях, учебных
семинарах и лагерях.
В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Раздел портфолио включает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых “портфолио работ” – дополнительная форма выражения успешности, “состоятельности” подростка в его образовательной карьере.
В рабочую папку (портфолио) прилагается:
- Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки, в котором указываются курсы по выбору, прослушанные учащимся.
- “Зачетный лист” – документ, подтверждающий прохождение курсов по выбору, заверенный подписью директора и печатью школы, который вкладывается в портфолио (или прилагается ее копия).
- Перечень представленных творческих работ.
- Таблица “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях”.
Учащийся фиксирует в бланке “Перечень творческих работ” и таблице “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях” виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки.
Раздел IV. Отзывы и рекомендации
Портфолио отзывов – характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ выпускника своей конкретной деятельности и ее результатов.
Портфолио отзывов включает в себя перечень представленных отзывов и рекомендаций:
– заключения о качестве выполненной работы;
– рецензии;
– отзывы;
– резюме с оценкой собственных учебных
достижений;
– рекомендательные письма.
Примечание. Данный раздел включает в себя характеристики отношения школьника к людям, событиям, различным видам деятельности. Они могут быть представлены в виде рекомендаций, заключений о качестве выполненной работы, например, в научном обществе школьников, рецензий на статью, опубликованную ребенком в СМИ; рекомендательных писем от учителей, родителей, друзей и т. д.
В данный раздел прежде всего включаются следующие документы:
1. Резюме.
2. Перечень представленных отзывов и рекомендаций:
1. __________________
2. __________________
3. __________________
Этот раздел дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПОРТФОЛИО
Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:
- Какой срок является оптимальным для накапливания материала?
- Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?
- Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы заполнение в 9-м классе документов, определяющих индивидуальный образовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни?
Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и в конечном счете формируют новое понимание самого процесса обучения.
Для организации этой работы необходимо изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.
Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:
– в школах слабо разработана методическая база
по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и
профессиональная) классных руководителей по
организации деятельности ведения и оформления
портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация
достижений, имеются трудности в вопросах
целеполагания, самостоятельного планирования и
организации собственной учебной деятельности,
умения систематизировать и анализировать
собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию
важности и значимости портфолио как документа,
позволяющего подтвердить уровень имеющихся
знаний учащихся и сделать правильный выбор
дальнейшего профиля обучения. У родителей
действует такой стереотип: нейтрально-спокойное
отношение к деятельности педагогов и детей, а
порой и категоричная оценка: “В современном
обществе, к сожалению, значимы не результаты, а
иные, точнее финансовые, возможности”.
В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.