Цели: пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
В игре участвуют несколько команд из одного или из разных классов. В качестве ведущих выступают социальный педагог, классные руководители или родители.
Предварительная подготовка: изготовить транспарант к заданию “Пороки и достоинства”, карточки с вопросами и ответами к заданию “Экзамен со шпаргалкой”, каждой команде нарисовать 2 – 3 плаката по теме.
Задание
“Объясни название игры”
Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Глубокоуважаемое жюри! Приветствую вас – участников и болельщиков нашей увлекательной, но не развлекательной, а серьезной и воспитательной игры. Предлагаю вам сразу заработать 2 очка для своей команды, если сможете объяснить название игры. Есть мнения? (“Кто кого?” обозначает не только то, что состязаются несколько команд, и одна должна победить другую. Главное заключается в том, что каждый человек всю жизнь борется с пороками, чужими и собственными, и оттого, как ему это удается, зависит его судьба. В обществе злые, порочные люди всегда противостоят добрым, и борьба между ними порой определяет жизнь целых народов).
Учащиеся обсуждают вопрос, дают свои варианты ответов.
Ведущий. Молодцы! Вы успешно справились с первым заданием и поняли смысл игры. Предоставляю слово жюри для объявления оценок.
Задание
“Пороки и достоинства”
Ведущий. Чтобы перейти к следующему заданию, нам нужно выяснить, что такое пороки. Кто сможет растолковать это понятие, заработает для своей команды 1 очко. (Согласно толковому словарю С. Ожегова, “порок – тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство”.) Человек – если он Человек с большой буквы – должен уметь противопоставлять дурным качествам, мыслям и делам свои достоинства. Я предлагаю вам, ребята, сейчас сделать это на бумаге. Капитаны команд получают листки, на которых перечислены пороки, а слова-антиподы для них участники игры придумывают и вписывают в соседнюю колонку.
Пример:
- Курение – воля.
- Пьянство – …
- Лень – …
- Наркомания – …
- Лживость – …
- Трусость – …
- Подлость – …
- Воровство – …
- Грубость – …
- Жадность – …
- Высокомерие – …
- Распущенность – …
По указанному образцу выполнен большой транспарант, который используется в оформлении зала. С его помощью участвовать в обсуждении и помогать командам могут их болельщики. Задание выполняется в течение двух минут (пока звучит музыка), затем листки передаются жюри. Максимальная оценка конкурса – 4 очка.
Задание
“Экзамен со шпаргалкой”
В конкурсе участвуют по три представителя от каждой команды (капитан и два помощника). Они занимают места за столами, на которых разложены карточки с ответами на вопросы (шпаргалки). Капитаны берут билеты со стола жюри по очереди, громко читают вопрос, а их помощники за три секунды должны найти шпаргалку и дать ответ. Если они не успевают, то права ответа получает другая команда. За верный ответ присуждается 1 очко.
Вопросы и ответы для этого задания подбираются с помощью пособий и распечатываются на отдельных карточках. Приведем некоторые примеры таких карточек.
- Какое вещество арабские алхимики назвали “величайшим обманщиком”? (Этиловый спирт (аль-кохоль) в переводе с арабского означает “нечто воздушное, эфирное” из-за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжелое отравление.)
- Какое вещество самое опасное в табаке? (Радиоактивный полоний-210. Он постоянно облучает курильщика и окружающих: 300 сигарет – доза радиации, равная по воздействию ежедневному посещению рентгеновского кабинета в течение года.)
- Что может купить на деньги, которые прокуривает курильщик в год? (Если выкуривать в день пачку сигарет, которая стоит, в среднем, 20 рублей, то за год на 7300 рублей можно купить сотовый телефон, телевизор и т.п.)
- Когда Россия впервые познакомилась с табаком и что делали с курильщиками при царе Михаиле Федоровиче Романове? (Табак в Россию завезли англичане через Архангельск в 1585 году. Курильщиков наказывали 60-ю ударами палкой по пяткам, а если они попадались с курением вторично, то им отрезали нос или уши.)
- Капля никотина убивает лошадь. Чьим именем назвали вещество “никотин”? (Посол Франции в Испании Жак Нико впервые привез табак во Францию. Никотин открыли в 1828 году ).
- Кто из русских царей первым начал курить? (Петр I, вернувшись из Голландии в 1696 г., он разрешил частную торговлю табаком в России).
Задание
“Изобрази поговорку”
Этот конкурс может проводиться экспромтом или как домашнее задание (когда задания команды знают заранее, готовятся, а на игре несколько человек представляют поговорку). Другие команды должны ее отгадать. За пантомиму и за правильные отгадки начисляются по 2 очка. Предлагаем для задания несколько фольклорных фраз:
“После первой рюмки пьяница похож на
павлина, после второй на обезьяну, а потом
превращается в свинью”.
“Целовать курящую женщину все равно, что
целовать урну”.
“Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом
горит”.
“Пьяному море по колено, а лужа по уши”.
“Человеку грош цена, коль любитель он вина”.
“С пьяным водиться, что в крапиву садиться”.
“Вино входит – разум выходит”.
“В вине тонет больше людей, чем в море”.
“Водка и мудреца делает дураком”.
Викторина
“Кто быстрее?”
Ведущий задает вопросы сразу всем командам, а право ответа получает тот, кто быстрее поднимет руку. Жюри внимательно следит за игроками и за каждый правильный ответ присуждает 1 очко.
- Помогает ли вино от простуды?
- Является ли водка исконно русским напитком?
- Почему курильщики кашляют?
- Почему вино для детей вреднее, чем для взрослых?
- Почему рабов рабовладельцы поили вином?
- Можно ли вылечиться от наркомании?
- Является ли пиво спиртным напитком?
- Почему винные бутылки и этикетки на них делают такими яркими и красивыми?
- Безвредны ли сигареты с фильтром?
Задание “Умей сказать “НЕТ!””
Ведущий. Это состязание, друзья, самое серьезное и самое важное. Как известно, люди порочными не рождаются, а становятся. Пороки вырастают из маленьких удовольствий, если их не контролировать. Например, наслаждение вкусной едой может перерасти в обжорство, а удовольствие от бокала шампанского – в алкоголизм. Поэтому самое главное для человека - вовремя остановиться, сказать себе и другим: “Нет!” Наше задание так и называется, а условия конкурса просты. Игрок одной команды будет соблазнять кого-нибудь из другой команды курением, выпивкой или наркотиками. Задача первого уговорить, а второго – отказаться. “Соблазнитель” и “соблазняемый” должны не просто повторять одни и те же слова и отнекиваться, а приводить аргументы в свою пользу. Чем разнообразнее и весомее будут доводы, чем богаче речь, чем артистичнее участники, тем интереснее и зрелищнее окажется конкурс. Начать его и показать пример могут классные руководители или родители. Проигрывает тот, кто замешкается и не найдет убедительного довода или отговорки.
Победитель получает 3 очка, а побежденный – 2.
Конкурс плакатов
Пропагандистские плакаты на тему борьбы с пороками изготовлены командами заранее и используются в оформлении зала (2 – 3 плаката от каждой команды). Жюри дает им оценку и начисляет очки. Жюри подводит итоги конкурсов, определяет победителя. Команде-победительнице вручается диплом. Можно вручить медали всем участникам команды с надписью: “Победителю в борьбе с пороками” или призы.
Ведущий. Несмотря на результат и на то, что сегодня кто-то выиграл в нашем состязании, а кто-то оказался побежденным, я выражаю уверенность, что в жизни, друзья, вы все будете победителями. Надеюсь, что у каждого из вас хватит силы воли и желания сказать: “Нет!” своим порокам. В заключение предоставляю слово агитбригаде.
На сцену выходит агитбригада и декламирует.
По самую глотку, наливаясь грязью,
В винных парах и в дыму с никотином.
Свой организм приведешь к безобразью
И жизнь урежешь наполовину.
Объявим войну наркоте и прочему,
Всем, кто нас этой дрянью травит,
Тем, кто под темным покровом ночи
С двух до семи торговлю правит!
Даешь кефир, молоко и сливки!
Даешь наконец фруктовую воду!
Долой сигареты, долой наливки!
Долой наркозелье, долой водку!
Стихотворение “Я – человек…”
Запомни – человек не слаб.
Рожден свободным.
Он не раб.
Сегодня вечером,
Как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
"Я выбрал сам дорогу к свету,
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек!
Я должен сильным быть!"
Литература:
- Г.Г. Кулинич “Вредные привычки: профилактика зависимостей” 5 – 7 классы // М., 2008 г.
- С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мунибова, Э.А. Ижбулатова “Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в ОУ”// Уфа, 2005.