Из опыта работы "Проектная деятельность"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В качестве главного результата в Стратегии модернизации содержания образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Важными целями образования должны стать:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей школьника. Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является метод проектов.

В октябре 2004 года учащиеся: Кузьминич Надежда, Прикладовский Егор, Дмитриева Ирина, Агарков Михаих под моим руководством участвовали в городском конкурсе социальных проектов «Я хочу, чтобы в моём городе…» с социальным проектом «Моя школа – моя судьба» и заняли второе место.

Идея создания музея школы возникла зимой в январе 2003 года в связи с празднованием 50-летнего юбилея школы.

Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая решения. Его реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Поэтому для начала мы определили проблему.

Проблема: потеря интереса у подростков и молодёжи к изучению истории Отечества, традиций поколений.
Сейчас эта проблема одна из самых актуальных.

Мы считаем, что эту проблему нужно обязательно решать.

Изучение истории Отечества, традиций поколений очень большое значение имеет в жизни каждого человека. И знать свою историю обязан каждый, кто считает себя образованным и культурным человеком.

Создание в школе музея будет отчасти решать эту проблему.

Так как, он является главной базой овладения краеведческими представлениями, а следовательно, и понятиями об общем и особенном в обществе. Ведь первоначально формируются знания о том, что рядом, доступно непосредственному восприятию. От любви к «малой Родине» и изучения её приводят к познанию всей Родины, всего мира. Музей существенно конкретизирует и углубляет знания о родном крае и, как правило, воспринимается как его визитная карточка.

Самая главная и основная цель нашего социального проекта: создать музей истории школы, который будет способствовать гражданско-патриотическому воспитанию.

Его авторами являются учащиеся нашей школы. В основном это учащиеся седьмого класса и один учащийся из одиннадцатого класса. Они составляют актив, который направляет и организует деятельность всех остальных учащихся по созданию музея.

Исходя из нашей основной цели, перед нами стояло множество задач, которые мы в процессе реализации проекта должны выполнить. Главная задача это развить в себе гражданскую инициативу и гражданскую ответственность, а также приобрести практический опыт исследовательской работы. Нужно провести работу по сбору материала и экспонатов для музея, создать экспозиции. Всё это необходимо для того, чтобы музей начал своё существование.

В своей работе по созданию музея мы использовали различные методы, такие как беседа, анкетирование, сбор информации, экспедиции.

Перед тем как начать работу по созданию музея мы решили провести в школе анкетирование и узнать «Быть музею?».

Результаты анкетирования показали, что музей просто необходим.

В своё время мы выделили специальную комнату для экспозиций и приступили к сбору материала для музея.

Для организации музея мы создали четыре группы учащихся.

Первая, которую назвали архивными работниками, состояла из 5-10 человек и работала с архивными материалами.

Вторая группа, состоявшая из 10 человек, под руководством библиотекаря школы изучала всё, что публиковалось.

Третью группа должна была обойти краеведов города и записать воспоминания. Была составлена специальная анкета для проведения интервью с ветеранами.

Всей этой работой руководил и направлял Совет музея.

Зашелестели страницы материалов и документов в руках летописцев.

Перспектива создания музея увлекла нас своей общественно-патриотической значимостью, атмосферой поиска и деловитости, конкретностью заданий, необычностью деятельности следопытов и летописцев школы, новизной деятельности.

Инициатива рождала новые замыслы и направления работы.

В итоге музей был создан.

5 мая 2006 года музей был паспортизирован.

Сейчас в музее 380 экспонатов. Подлинных 361.

За время существования музея его посетили 600 человек. Было проведено 21 экскурсия, 10 научно-просветительских мероприятий.

В музее представлены материалы и документы, рассказывающие о лучших учителях школы, их педагогической и общественной деятельности. Присутствует материал о выпускниках школы, материал, рассказывающий о традициях нашей школы на протяжении нескольких лет.

За 2003-2004 учебный год:

  1. «Наше начало».
    • содержит материал о первых её работниках, директорах,
    • отражает первые шаги жизни школы;
    • краткие сведения о первых её учениках.
  2. «Они воспитывали и обучали».
    • Сведения об учителях и их работе в школе.
    • О совместной работе учителей и учащихся.
  3. «История развития школьного самоуправления».
    • содержит сведения об истории развития пионерской организации;
    • о делах пионерской дружины;
    • им. С. Ковалева;
    • о работе октябрятских групп;
    • материал о создании и развитии детской организации "Чудесный школьный дом";
    • о совете старшеклассников.
  4. «Традиции школы».
    • сведения о существующих традициях школы.
  5. «Радости общения в совместном творчестве».
    • Материалы о работе и интересных делах клубов, кружков школы.
    • Достижения учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях города, района.
  6. «Школе 50».
    • сведения о главных вехах развития школы;
    • о праздновании 45-летия, 50-летия школы, о выпускниках;
    • о главных направлениях работы школы;
    • о заслугах педагогов школы.

За 2004-2005 учебный год:

  1. «Наши выпускники».
  2. «Наша школа сегодня».

За 2004-2005 учебный год:

  1. «Поклонимся великим тем годам».
    • О Великой Отечественной войне в Заполярье.
  2. «Жизнь и быт коренного населения Севера».
    • О саамах.
  3. «Знаете каким он парнем был».
    • (посвящена Ю.А. Гагарину, в честь которого названа улица, где находится наша школа)
  4. «Вечный подвиг».
    • О подвиге защитников Заполярья.

За 2005-2006 учебный год:

  1. «Мой снежный, мой белый город».
    • Основные вехи в истории нашего города
  2. «Памятники нашего города».
  3. «Награды и медали».
    • Награды и медали нашего города
    • Награды и медали ВОВ

Участие в проекте помогло развить у школьников следующие умения:

  • анализ ситуации,
  • поиск и отбор необходимой информации по проблеме,
  • моделирование собственного поведения,
  • рассмотрение стратегии и вариантов поведения,
  • принятие ответственного и осознанного решения,
  • коммуникативные навыки,
  • отделение фактов от мнений,
  • проведение социологических исследований,
  • умение работать с документами по музею

Среди ценностей, которые учащиеся приобрели в результате участия в проектировании, можно выделить следующие: законопослушность или лояльность, уважение права, толерантность, готовность к компромиссам в определённых ситуациях, уважение личного мнения, активное участие в общественной жизни, стремление к самообразованию и саморазвитию.

Таким образом, социальное проектирование способствует развитию у школьников:

  • компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • компетентности в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности;
  • компетентности в бытовой сфере.

Результаты участия в проекте

Когда в нашей школе проводилось тестирование на знание учащимися регионального компонента, то ребята, участвовавшие в работе над проектом, также показали высокие результаты.

Выполнение различных ролевых функций (экскурсовод, оформитель, фоторепортёр, журналист, исследователь) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства и исполнительности, без чего невозможно подготовить ребёнка к активной жизни в демократическом обществе.

В марте 2005 года учащийся нашей школы Коршунов Алексей занял 2 место в городском конкурсе на лучшего экскурсовода школьного музея (экскурсия «Поклонимся великим тем годам»). Конкурс посвящён 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Творческий проект «Памятники города Мурманска»

В мае 2005 года в связи с подготовкой мероприятий, посвященных 90-летнему юбилею города Мурманска, у нас возникла идея творческого проекта «Памятники города Мурманска».

Это проект по созданию фотоальбома «Памятники города Мурманска».

Авторы проекта: Дмитриева Ирина, Володько Александр, Луцив Екатерина, Ихно Артур, Латышева Юлия, Новикова Екатерина, Степанян Меружан.

Цель - создать фотоальбом, устроить фотовыставку и провести экскурсию.

У каждого поколения есть часть жизни, ставшая историей. Историей, которую никому не дано переписать. Памятники – это вехи на пути истории. Они, указатели исторического опыта поколений, раскрывают духовные богатства нашего народа, дают нам свежие силы для новых свершений.

Слово памятник образовано от слова память.

Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, даёт силы и внушает веру. Из памяти народной мы черпаем силы для новых свершений, она вдохновляет на труд и на подвиг. Она не останавливается на достигнутом, она зовёт в глубь веков, заставляя думать о будущем.

Памятники – связующее звено времени. Тут прошлое прикипело к настоящему. Прошлое врывается в сегодняшний день, корректирует его. И идут к памятникам люди. Возлагают венки. Имена героев, их дела незабываемы.

В Мурманской области в настоящее время насчитывается около 400 памятников и памятных мест.

А многие даже не знают этого и какие памятники есть в нашем городе.

Проблема: многие учащиеся плохо знают какие памятники есть в нашем городе. А памятники – это наша история.

И тогда мы решили создать фотоальбом, и устроить в нашем музее фотовыставку, по которой составили экскурсию.

Памятники нашего города связаны с участием мурманчан в Великой Отечественной войне, со строительством города, его Почётными гражданами, с отважными первопроходцами Арктики. Это стелы, бюсты, обелиски, мемориальные доски.

Презентация проекта состоялась 20 сентября 2006 года в форме экскурсии по фотовыставке.

Для того чтобы проект стал центром всей нашей школьной жизни, чтобы у детей не ослабел интерес к нему, мы решили связать его деятельность с современностью.

И тогда возникла идея создать электронную версию нашего творческого проекта. Чтобы любой желающий в любое время (не только, когда устраивается фотовыставка) мог познакомиться с проектом.

Созданный нами фотоальбом был подарен учащимися краеведческому музею г. Мурманска. Развивается сотрудничество школьного музея с другими музеями города, архивами, библиотеками.

Результаты:

  • Учащиеся принимали участие в городском проекте, посвященном 90-летию со дня основания г. Мурманска «С любовью и заботой на все времена»
  • Учащиеся награждены дипломом в номинации «Славен историей Мурманск-герой».
  • Учащиеся принимали участие в городской открытой конференции «Мурманск: вчера, сегодня, завтра».
  • Творческая группа учащихся нашей школы создала коллаж о Мурманске для городской игры-викторины, ребята стали в этой номинации победителями.
  • Команда нашей школы заняла 3 место в городской игре-викторине «Город моей судьбы».

Литература

  1. Ванслова Е.Г., Ламунова А.К., Павлюченко Э.А. Музей и школа. М.,1986
  2. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
  3. Российская музейная энциклопедия: в 2-х томах. М.,2001
  4. Пахомова Н.Ю. Метод проекта в образовательном учреждении. М., 2005
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2006
  6. Туманов В.Е. Школьный музей. М.,2003
  7. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение. М.,1992

Презентация