Нестандартный урок в форме устного журнала "Вклад советских ученых-физиков в победу над фашизмом"

Разделы: Физика


Цель: Познакомить учащихся с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль науки физики в достижении Великой Победы.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • Формирование представлений о взаимодействии физики и техники и их значительной роли в победе над фашизмом.
  • Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет. Развитие умения представлять результат своей работы - мультимедийную презентацию.
  • Формирование у учащихся представлений о связи физики с историей, литературой, информатикой.
  • Воспитательные:
  • Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, гордости за отечественную науку на материалах об ученых-физиках, исторических фактах, документах.
  • Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
  • Развивающие:
  • Развитие творческих способностей учащихся при создании мультимедийных презентаций.
  • Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке страниц журнала.
  • Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия физики, литературы, истории.

Подготовка к уроку: Заранее учащиеся разбиваются на группы, выбираются руководители групп. С учащимися обсуждаются основные страницы журнала, по которым группы собирают необходимый материал, готовят мультимедийные презентации к уроку. Урок проводится перед Днём Победы.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Учитель: Вся наша страна в преддверии Великого праздника - Дня Победы. И сегодня у нас с вами необычный урок. Наш урок мы посвящаем годовщине Великой Победы над фашизмом. В достижение Великой Победы велик вклад ученых-физиков, которые в годы войны принимали участие в наращивании мощности массового серийного производства оружия, в разработке контрмер против немецкой боевой технике. Многие физики с оружием в руках отстаивали независимость нашей страны. Эпиграфом нашей совместной работы послужат слова президента Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова: "Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой". Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут вам о вкладе советских ученых-физиков, конструкторов, изобретателей, техников, научных сотрудников в победу над фашизмом.

II. Страницы журнала

Учитель: Итак, давайте перевернем первую страницу истории огненных военных лет.

Страница первая: "Грозное лето 41-го"

Учитель: Июнь 1941 года начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме заводы и фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря, выпускники готовились к выпускному балу, ученые трудились в лабораториях , библиотеках: На рассвете 22 июня на нашу страну вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей и была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.

Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово "выстоять",
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа - она все вытерпит,
И есть земля - она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
И. Эренбург

В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова "Священная война", в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.

И весь народ встал на защиту своей Родины, встал по велению своего сердца, движимый любовью к своей Родине, чувством своего долга, он взял в руки оружие, чтобы защитить свой родной дом, свободу и честь нашей страны.

Ведущие ученые нашей страны выпустили обращение "К ученым всех стран", подписанного действительными членами Академии наук СССР. Вот несколько строк из этого обращения:

"В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству". Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков Абрама Федоровича Иоффе и Петра Леонидовича Капицы.

Об этих ученых ученики приготовили свои презентации.

  • Выступление учащихся с демонстрацией своих презентаций "А. Ф. Иоффе", "П. Л. Капица".
  • Выступление учащихся с демонстрацией своих презентаций "Грозное лето 41-го".

Учитель: И все ученые сделали решительный поворот: от сосредоточенной тишины библиотек, от налаженных лабораторных исследований они смело, с сознанием собственного долга шагнули в жестокие военные будни. Многие из них, повинуясь своему патриотическому порыву, ушли на фронт, вступили в отряды народного ополчения, ушли в партизанские отряды, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. И свято хранит народ в своей благодарной памяти дела и имена героев. И не забудутся все те, кто на огромном фронте, располосовавшем страну, отступая и не сходя с огненного рубежа, готовил далекую победу. Те, чья смертная дата лето 41 будет высечена на мраморных стелах и выведена от руки на фанерных обелисках, Те, в чьи наградные листы и в безвестные солдатские книжки война вписала первой строкой - грозное лето 41-го.

Учитель: Рассказать обо всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом почти невозможно - так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

Страница вторая: "На голубых морских дорогах". Выступления учащихся с демонстрацией презентации.

Страница третья: "Броня крепка и танки наши быстры". Выступление учащихся с демонстрацией презентации.

Страница четвертая: "За рекою грянула "Катюша":". Выступление учащихся с демонстрацией презентации.

Учитель: Одной из самых печальных страниц войны является блокада Ленинграда.

Страница пятая: "В осажденном Ленинграде". Выступление учащихся с демонстрацией презентации.

Учитель: Победа ковалась не только на полях сражений, но и глубоко в тылу.

Страница шестая: "В тылу, за линией фронта". Выступление учащихся с демонстрацией презентации.

Учитель: Советская наука боролась за победу в тылу. Читаем строки из доклада "Физика и война" сделанного академиком А. Ф. Иоффе в 1942 году на общем собрании АН СССР:

"Я не могу подробно рассказать о той поистине героической работе, которую ведут многие из научных работников в условиях войны, но я лично был свидетелем того, как целая группа сотрудников в течение трех недель не выходила из лаборатории, работая там день и ночь. Иногда, свалившись, люди спали тут же на столах, но за три недели закончили громадную работу так, что она могла быть направлена на испытания. Я видел, как работали у нас в Казани при 40-45°С мороза на открытом воздухе с приборами, к которым прилипали руки, сдиралась кожа, но тем не менее ни один из сотрудников не отставал :"

Страница 7: "Ученые-физики". Выступления учащихся с демонстрацией своих презентаций: "Анатолий Петрович Александров", "Игорь Васильевич Курчатов", "Сергей Иванович Вавилов", "Лев Данилович Ландау".

III. Заключение

Страница восьмая: "Победная весна"

Учитель: Сейчас мы перевернем последнюю страницу нашего журнала. Более 60 лет отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле 4 года - 1418 дней, унесшая жизни миллионов людей, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над фашистской Германией. Неимоверным напряжением душевных и физических сил война была выиграна в основном Советским Союзом. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки знать, какой ценой была завоевана Победа. В памяти нашей сегодня и вечно будет жить великий подвиг нашего народа, подвиг всех тех, чьей жизнью и самоотверженным трудом завоевана Победа, Мир на Земле!

Выступление учащихся с демонстрацией презентации.

Учащиеся читают "Реквием" Р. Рождественского.

Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в смертельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования - это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разрабатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике.

Звучит песня "День победы"

Учитель: Вам, ребята, необходимо стремится к знаниям, овладевать ими, так как вы - будущее нашей страны, вы та сила, которая будет развивать отечественную науку и технику, потому что, как доказала история, "знания - это сила"!

Презентация.