Урок по истории Древнего мира "Ассирийская держава"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства, военного дела.
  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии.
  • Показать грабительский характер ассирийских завоеваний.
  • Продолжать формировать умения работать с исторической картой, историческими документами, работать с опорным конспектом
  • Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.

Новые понятия: железо, держава, таран, Ниневия

Оборудование: современная политическая карта мира, карта древний восток. Египет и передняя Азия, иллюстрации по теме, изделие из железа, железная руда.

Тип урока: сообщение новых знаний.

I. Орг. момент

II. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать Древний Восток, познакомимся с историей образования и гибели такого государства как Ассирия.

Продолжим учиться составлять опорные конспекты , работать по исторической карте, решать исторические задачи и работать с историческими документами

III. Актуализация знаний

1) работа по карточкам (3 ученика) (приложение 1)

2) Вопросы :

  1. Где находится Палестина- страна, в которой поселились евреи в 13 веке до н.э. ?
  2. На восточном побережье Средиземного моря, в долине реки Иордан, после долгих странствий поселились древние евреи.
  3. Какой подвиг совершил Самсон?
  4. Евреи долго вели борьбу с филистимлянами. По преданию с ними боролся и богатырь Самсон. Он обрушил дом на врагов и погиб сам.
  5. Что ещё вы знаете о древнееврейском царстве?(рассказ по ОК)

IV. Новая тема

1. Освоение железа

Показать кусочек железа и железную руду

Как вы думаете, что это такое?

До появления железа, какие металлы применяли люди? Медь и бронза. Чем отличается медь и бронза от железа?

Они более мягкие, встречаются в природе редко.

Давайте попробуем разобраться в исторической задаче:

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

Предположите, почему железных изделий было так мало (железо было редким металлом и ценилось на вес золота)

Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твёрдое, нежели медь. Правда иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо " небесным камнем". Но "небесного" железа было мало, и стоило оно намного дороже золота.

Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около X в. До н.э.

Как это открытие могло повлиять на жизнь людей?

Ответы уч-ся.

Прочитайте в учебнике со слов "Со временем в каждой:"с 82.

2. Ассирийское государство

На территории восточного Средиземноморья, кроме древних евреев, проживали и древние ассирийцы , жители Ассирии. Они смогли создать мощное и сильное государство.

Ассирия- государство, расположенное севернее Вавилонии в верхнем течении реки Тигр. Ассирия горная страна, большую её часть составляют горы и предгорья, богатые залежами железной руды. По плодородью эта часть нынешнего Ирака (показ на карте) значительно уступала низовьям реки Тигра и Евфрата. Поэтому главным занятием жителей было скотоводство и охота. Наличие залежей железной руды, в которой нуждались Вавилония и Египет, способствовали тому, что вторым занятием жителей Ассирии стала торговля .

Открытие железа около x в. До н.э.

3. Ассирийское войско

В 8 веке до н.э. Ассирийская армия стала самой сильной в мире.

Откройте с 83.п.2. (самостоятельная работа с текстом учебника)

1 вар. Находит в тексте:

Чем была вооружена армия Ассирии?

Вооружение:

ЖЕЛЕЗНЫЕ МЕЧИ

БОЕВЫЕ ТОПОРИКИ

ОСТРОКОНЕЧНЫЕ ШЛЕМЫ

ПАНЦИРИ

ТУГИЕ ЛУКИ

2 вар. Какие новые технические средства они использовали во время боя.

(Таран Толстые брёвна с широкими или острыми наконечниками. Таран подвешивался к деревянному каркасу установленному на повозке, бурдюки (кожаные мешки)

Почему армия Ассирии была быстро передвигающаяся, т.е. маневренной.? (использовали конницу) Всадники вели бой парами: один был вооружён луком, другой копьём и щитом

В 7 веке до н.э. благодаря таким факторам как :

Оружию из железа

Созданию войска из колесниц и конницы (впервые в мире) Ассирия захватила территорию Двуречья. (Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины.

Ассирийские цари совершали победоносные походы на юг- в Египет (показ на карте и стрелка), на север - в горное царство Урарту. (которое смогло устоять).

Ассирия превратилась в сильное и большое государство- державу

Работа с контурной картой.

1. Обведите границы ассирийской державы в середине 7-го века до н.э.

2.Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев.

Цари Ассирии отличались невиданной жестокостью по отношению к побеждённым

Работа с историческим документом с. 83. учебник. (вопросы к нему)

(С. 85. рис. "Возвращение войска в Ниневию)

Выскажите своё отношение к рисунку

  • кто изображён в центре картины?
  • как вооружены воины?
  • как обращались с пленными победители?

Столицу древней Ассирии Ниневию называли логовищем львов и городом крови . Этот город не восхищал, а пугал.

Одним из последних царей был Ашшурбанапал. Это был образованный для своего времени человек: знал клинопись, владел несколькими языками, прославился в строительстве. Он приказал привозить не только драгоценности в свой дворец, но и книги. Им была создана библиотека, которая уцелела, несмотря на то что Ниневия пала, а дворец ассирийских царей был сожжён. Как вы думаете почему? Книги были из глины.

4. Причины гибель ассирийской державы

Каким было отношение жителей порабощённых стран к завоевателям?

Давайте подумаем почему в 612 г. до н.э. такая сильная держава была разрушена?

Причины распада Ассирии:

Огромную территорию невозможно контролировать

Восстания покоренных народов

Цивилизация, построенная на войнах и жестокостях, не может долго существовать

IV. Закрепление

Что мы сегодня узнали на уроке? (по ок ) (Приложение2)

Приведите в соответствие:

1. Конница

2. Мидийцы

3. Ниневия

А) род войск, который впервые широко использовала Ассирия

Б ) кочевники жившие к северо-востоку от Ассирии

В) "Логовище львов"

V. Итог урока

Оценки

д/з

п. 18. Уметь рассказывать по Опорному Конспекту.

Заполнить контурную карту.