“Творчество в широком смысле слова, или творчество первого уровня, имманентно присуще человеческому мышлению и человеческой практике, представляя собой деятельность, в ходе которой, во – первых, формируются вещи и явления, в объективной реальности не существующие, например, знания о действительности или материальные, вещественные изобретения /орудия, машины и пр./; во – вторых, развиваются и совершенствуются далее уже созданные человеком материальные или духовные произведения; в – третьих, вырабатываются методы, формы, средства субъективного переустройства наличного. Творчество в узком смысле слова, или творчество второго уровня, предъявляющее высокие требования к человеческому мышлению и человеческому действию, мы имеем в тех случаях, когда речь идет о степени или этапе развития наличного творчества, имманентно присущего человеческому отношению к действительности. С творчеством второго рода обыкновенно связываются “открывательство” и ”изобретательство”. Так говорил о творчестве философ Гиргинов Г..В.И.Андреев характеризует творчество как один ”из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия /решение творческой задачи/, для которой необходимы объективные/социальные, материальные/ и субъективные личностные условия/знания, умения, творческие способности/, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью”. Можно утверждать, что только в процессе обучения в школе нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т.д. В полной мере это может обеспечить только внеучебная деятельность. Но, к сожалению, в наши дни в школьной практике этому уделяется недостаточно внимания. Это обусловлено рядом противоречий:
- между потребностью учащихся в самореализации и самоутверждении и ограниченными возможностями, которые существуют в реальной жизни школы;
- между стремлением педагогов развивать творческую активность учащихся и неумением использовать необходимые формы и средства развития.
Для эффективности творческого развития необходимо:
а) добровольность участия ребенка в каком – либо деле. Это стимулирует его к более высоким результатам.
б) пример родителей педагогов,
в) ни в коем случае нельзя пресекать инициативу ребят, переводить ее с направленности на себя в направленность на других.
г) учет физических, психических, индивидуальных возможностей ребенка, педагога, родителя, что должно доминировать при организации любой работы,
д) неталантливых детей нет! Все имеют свои способности!
е) сочетание коллективной и индивидуальной работы очень эффективно, но нужно помнить: “Нет стандартным делам! Все необычно!”
ж) самостоятельность детей под разумным контролем,!
з) признавай свои и чужие достижения, одобряй, но ругай только за дело.
Наиболее эффективны следующие формы развития творческой активности личности во внеучебное время:
1)при работе с учащимися/решение творческих задач, коллекционирование, творческие кружки, клубы юных, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники. Экскурсии…/
2) при работе с педагогами/беседа, пед. совет, диспут – размышление…/
3) при работе с родителями/задушевный разговор, посещение семей, совместный поиск решения проблемы, встречи с психологом, групповые консультации…/
Мной разработаны следующие сценарии мероприятий, направленные на развитие творческой активности учащихся:
“ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ” и игра – викторина ”В СТРАНЕ ЗНАНИЙ”. Их цель – развитие творческой активности учащихся во внеучебное время, создание благоприятных условий для сплоченности коллектива и развития каждой личности в отдельности, закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков.
ИГРА – ВИКТОРИНА ”В СТРАНЕ ЗНАНИЙ” .
- Сегодня мы начинаем путешествие по стране Знаний. Будем ехать и останавливаться на станциях. Любите ли вы путешествовать? А что вы возьмете с собой? Соберем чемодан. /1 задание: отобрать из предметов то, что нужно взять с собой: блокнот, карандаш, мыло, кошелек, мяч, билет, кошку, книгу… Дети по одному складывают необходимые вещи в чемодан, оставляя ненужное на столе. Игра проходит под музыку до ее окончания./
А кто знает, на чем мы отправимся в путь?/ на автобусе, поезде, пароходе…/
Вам подскажет песня./Звучит песня “Голубой вагон” из м/ф ”Крокодил Гена”/Правильно, на поезде. Но его у нас нет. Перед нами только детали: 2 больших круга, 1 маленький, 2 прямоугольника, 2 квадрата. Давайте соберем поезд сами.
Но на станции уже собрались пассажиры. Кто же с нами поедет?
* Ловись, рыбка, большая и маленькая…Чьи это слова?
*Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит-
Это доктор…/Айболит/
*Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…/крокодил/
*Как звали 3 поросят?/Ниф – Ниф, Наф – Наф, Нуф – Нуф/
*Отворитеся, отопритеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Кто эти слова говорил? /коза/
*Он не птица, не тигренок, не лисица,Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята всем давно
Эта милая мордашка
И зовется …/Чебурашка/
*Несет меня лиса за темные леса,
За высокие горы, далекие реки!
Котик – братик. Выручи меня!
Кто это? /петух/
*Были у моей хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. А как меня зовут? /Крошечка – Хаврошечка/
А теперь в дорогу! /под песню “Мы едем – едем – едем…”/ И первая наша станция – Лесная. Лес не только красив, но и богат. Какие лесные богатства вы знаете? /орехи, грибы, ягоды…/ А теперь вам задание на этой станции – отберите из всех картинки со съедобными грибами. Назовите их. /С помощью проектора выводим на экран изображение грибов. Дети выполняют задание/
Станция “Звериная”. Все участники делятся на 2 равные группы игроков. Ведущий дает группам названия: “белки”, ”зайцы”, ”мышки”. Выбирается ведущий. На расстоянии 5 м друг от друга кладут 3 обруча. Это “домики” зверушек. Ведущий дает команду, допустим, “Белки – мышки!”. Названные группы должны поменяться “домиками”. Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде, из которой был пойманный. Ведущий может подать и такой сигнал: “Мышки – белки – зайцы!” Тогда все 3 команды должны покинуть свой домик и занять любой другой.
Следующая станция – “Сказочная”. На ней выходят наши сказочные герои. Вам задание – инсценировать отрывок сказки.
“Красная Шапочка” – показывают встречу Волка и Красной Шапочки,
“Три поросенка” – приход Ниф–Нифа и Нуф–Нуфа к Наф–Нафу во время строительства его домика из камня,
“Сестрица Аленушка и братец Иванушка” – показывают начало сказки,
“Повесть о Малыше и Карлсоне” – отрывок, в котором Малыш лечит Карлсона вареньем,
“Аленький цветочек” – отрывок, где дочери высказывают свои пожелания отцу.
Последняя станция – Грустная. На ней грустная картина – выжженная земля, высохшие деревья, темное небо, разрушенные дом. Давайте поможем жителям этой станции. Возродим ее. Вот вам клей, цветная бумага, ножницы. За дело!
/Дети пробуют украсить картину цветами, сделать дома, реку…/
А вот мы и дома. За нашу работу мы получим призы. Вот они, висят на ниточках. Вы сможете получить их, срезав ножницами с завязанными глазами.
Ребята отрезают свои призы. В это время взрослые накрывают чаепитие и подводят итоги.
“ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ”. /сценарий/
Читает один ученик:
Новый год. /А.Анпилов/
Вечер. Запах мандарина.
Сквознячок шевелит свечки.
Звезды, шарики, сердечки,
Пахнет в доме хвоей сладкой,
Ель покачивает лапой,
На часы глядят украдкой,
Улыбаясь мама с папой.
Что – то время нынче долго
Стрелки медленные крутит…
Я верчусь как на иголках.
Жду – чего – же дальше будет?
Будет праздник! Будет жарко!
Бой курантов – звон хрустальный!
Будет сон среди подарков
На подушке в детской спальной…
УЧИТЕЛЬ: - Новый год отмечали еще в Древнем Египте и Древнем Риме. На Руси в стародавние времена начало года совпадало с началом весны, и отмечался этот праздник 1 марта. С 14 века Новый год отмечали по греческому календарю, 1 сентября. Только при Петре 1 праздник стал приходить к нам 1 января. На Новый год принято дарить подарки, загадывать желания, веселиться и надеяться на приятные жизненные перемены. Не случайно мы говорим друг другу: “С Новым годом! С Новым счастьем!”
И сегодня мы с вами будем готовиться к празднованию этого всеми любимого праздника. И не просто, а разделившись на группы./Дети делятся на группы, готовят все для работы: краски, кисти, ножницы, альбомные листы…/
Мы знаем, что ни один Новый год не обходится без снега. А в мире не найти не одной похожей снежинки. Они все разные, как и мы с вами. Давайте вырежем снежинки из бумаги. / Вырезают снежинки, украшают ими окна и стены/
2 УЧЕНИК: Мы встречали Новый год
Папа, мама, я и кот.
Я пил праздничный компот,
Взрослые – шампанское,
А ужасно важный кот
Уплетал сметанское.
УЧИТЕЛЬ: Новый год – праздник веселых конкурсов, розыгрышей и смеха. Но каждый в этот праздник старается быть неповторимым, самым красивым. И мы попробуем сделать свои необычные, смешные поздравления. Обведите свою ладошку на листе цветной бумаги, вырежете, а сверху напишите новогоднее поздравление. /Изготовление ладошек/
А теперь ваши друзья попробуют угадать, чья где ладошка.
Мы в поте лица готовим сюрпризы, подарки. Чтобы спрятать подарок, сохранить его в тайне до Нового года вы должны быть настоящими актерами. Пока еще не пробило 12, проверим, какие из вас актеры.
Изобразите пословицу, а мы ее угадаем:
*Терпенье и труд все перетрут.Молодцы. А много ли вы знаете Новогодних сказок? /Дети предлагают свои варианты/. Представьте нам отрывок из сказки, а мы попробуем ее назвать.
*По труду и награда.
*Дело мастера боится.
В Новый год у детей каникулы. Все отдыхают, гуляют, катаются с гор, на санках, на коньках, на лыжах. Играют в игры. Я познакомлю вас с одной старинной игрой. ”Жмурки с колокольчиком”. Для игры понадобится небольшой колокольчик, 2 маски на глаза и несколько полотенец. Команды выделяют по одному участнику. Обоим надевают маски, одному привязывают колокольчик к ноге, второму дают полотенце. По сигналу ведущего игрок с колокольчиком убегает от противника, который старается ”осалить” его жгутом /полотенцем/. Болельщики игрока с колокольчиком пользуются правом подсказки. Когда игрок с полотенцем подходит близко к своему противнику, они кричат “Огонь!” и тем самым предупреждают своего игрока. Игра продолжается недолго, затем выходит следующая пара, роли играющих меняются. Выигрывает та команда, чей игрок с полотенцем больше раз запятнал противника.
УЧИТЕЛЬ: - Каждый год считает своим покровителем какое – либо животное. 2009 год – год коровы. И мы с вами попробуем изобразить символ будущего года на бумаге. Вот листы для работы каждой команде. Но рисовать мы будем с завязанными глазами. Какие части коровы знаем? /хвост, голова, ноги, туловище, вымя/. Команда строится по одному. Первому завязывают глаза, и он рисует одну часть коровы, например, голову. Второй член команды должен с завязанными глазами пририсовать следующую часть коровы. И так, пока вся корова не будет готова.
А еще в Новый год мы любим подарки. И я вам приготовила маленькие сувениры. Дед Мороз приходит с большим мешком, вот и я тоже принесла мешок. Вытащите себе подарок,
Наша “Творческая мастерская” подошла к концу. И я желаю вам, чтобы ваш Новый год не прошел так же, как у героя этого стихотворения:
3 УЧЕНИК:
“Новый год” Л. Яковлев
Боясь опять его проспать,
Я твердо сел на стул,
Моргнул…
И вдруг уснул…
Я думал,
Что его проспал,
Но утром встал –
А он настал.
В заключение рассматриваемой проблемы развития творческой активности учащихся во внеучебное время приведу несколько правил, которые помогут быть творческой и активной личностью:
- Не хмурьтесь и не ворошите в памяти прошлые неприятности;
- Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится;
- Не копите проблемы, а решайте их;
- Беритесь за решение задач и проблем, взвешивая свои силы и возможности;
- Не ищите счастья только в будущем, сделайте счастливым день сегодняшний;
- Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы на завтра хоть одной ошибкой и одним огорчением стало меньше;
- Помните, что счастье – в роскоши человеческого общения, в благородном поступке, в общении с природой, в красиво сделанной вещи, в творчестве, в гармонии с самим собой.