Продолжительность учебного занятия: 1 час.20 минут.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания о натюрморте, раскрыть содержание этого жанра и показать почему именно в XVII веке он становится самостоятельным, показать как искусство связано с изменениями мировоззрения и мировосприятия людей; способствовать развитию чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления; сенсорной сферы; способствовать формированию потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры; использованию приобретенных знаний и умений; научить анализировать произведения искусства, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать.
Оборудование: компьютер, демонстрационный проектор; экран, презентация, разработанная учителем.
Понятия: натюрморт.
Зрительный ряд:
- Презентация, подготовленная учителем
- На доске: Странная живопись – эта «мертвая природа». Она заставляет нас любоваться копией тех вещей, оригиналами которых мы не любуемся».
Б.Паскаль.
Художник – это собиратель впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека.
П.Пикассо.
Ход учебного занятия:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный этап учебного занятия.2 минуты | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Настрой на восприятие визуальной информации. Создание эмоционально-психологические условия для эффективного общения, обмена мнениями, впечатлениями. Настрой учащихся на эмоциональное восприятие произведений |
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. Знакомятся с планом урока и требованиями к выполнению заданий на уроке |
II. Повторение.5 мин. | Используется презентация, подготовленная учителем. Повторение темы прошлого урока «Искусство нового времени»:
|
Учащиеся участвуют в опросе: 1.Италия; 2. Движение к реализму, интерес к человеку; 3. Появление национальных центров искусств (Италия, Голландия, Франция, Фландрия); изменения в мировоззрении: рациональность-Бэкон, отказ от аристократизма в искусстве, интерес к реальной жизни, человеческим эмоциям. 4. И да, и нет. Искусство стало очень противоречивым: любовалось человеком и ощущало его незначительность, в нем присутствовала глубокая религиозность и рационализм, вскрывало противоречия жизни и верило в достижение гармонии. |
III. Беседа по основному материалу урока. а) Вводная информация. Показ презентации. Актуализация знаний учащихся. 10 минут. |
Сегодня мы совершим с вами еще одно путешествие в Нидерланды XVII века. Вспомним, что XV столетие вошло в историю искусства как «золотой век» нидерландской живописи. Сл.4. Во время беседы опора осуществляется на знания учащихся из области истории и искусства.Какие жанры изобразительного искусства были наиболее распространены в европейском искусстве XV-XVI веках? Что такое жанр? Когда в искусстве появляется разделение на жанры? Посмотрите внимательно на экран и назовите имена тех художников, благодаря которым XV в. называют «золотым веком» искусства Нидерландов. Вспомните их наиболее известные полотна. Сл.6. Но и XVII - это не менее яркая страница в искусстве этой небольшой страны. Сл.7. Показать учащимся, что искусство изображения вещи возникло задолго до становления жанра натюрморта и были непременной принадлежностью любого живописного произведения. Рассказ о Зевксисе и Паррасии. Илл. Роспись виллы в Помпеях. Фреска, фрагмент стены (50 г.до н.э.-79 г.н.э.) Роспись виллы в Геркулануме. Фреска фрагмент. Первая пол.I в. н.э. Сл. 8 И много веков спустя голландский художнтк А.Ван дер Спельт пытался подражать легендарному Паррасию Илл.Ванн дер Спельт. Натюрморт – обманка с гирляндой цветов и занавеской. 1658. Институт искусств. Чикаго. Сл. 9 Караваджо. Христос в Эммаусе.1606. Фрагмет. Национальная галерея. Лондон. Сл. 10. Караваджо Корзина с фруктами. 1596-1597 гг. Пинакотека Амброзиана. Милан. Сл.11. К.Массейс. Портрет менялы с женой.1514.Лувр. Париж. Вещи говорят не только о роде занятий главы семьи и характере царивших взаимоотношений, но и мире, который находится за рамками этой комнаты. Обратите внимание на его отражение в маленьком зеркальце, находящемся посреди стола. Вещи всегда участвовали в создании художественного образа, дополняя его эстетический и художественный контекст. Как вы думаете, почему? Сл.12.Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. Учитель помогает учащимся сформулировать ответ, что уже в своей первоначальности натюрморт становится отражением взаимоотношения человека с предметным миром. История натюрморта показывает, что художники, открыв самостоятельное существование мира вещей, не сразу смогли вдохнуть в них трепет жизни, понять их безмолвный язык, уловить в них проявление человеческих чувств и симпатий.. Вначале они лишь были «мертвой» копией живых вещей («natur morte» в буквальном смысле этого слова). Впервые такие натюрморты появились не в Голландии, а, вероятнее всего в Тоскане (Италия) – в нишах обманках. Но именно в Голландии появилось развилось то понимание натюрморта, которое дает возможность раскрывать тему во множестве значений. Сл.13. Давайте уточним, что же такое «натюрморт». |
1.Религиозная (мифологическая) картина, портрет. Учащиеся работают с изображением на экране, отвечают на вопросы, определяют имена художников, работы, созданные ими. Активно принимают участие в беседе. |
б) Новый материал. 30 мин |
Управление педагогическим процессом. |
Эмоционально-активное восприятие демонстрируемого материала. Диалог (произвольный, по ходу просмотра). По ходу демонстрации слайдов выполняют записи в тетради.
У.Беспрерывного движения. |
IV. Обобщение. Рефлексия. 10 мин | После показа и беседы учитель уточняет основные термины и понятия. Обратная связь, анализ степени усвоения материала урока. Определение результата урока.
|
Рефлексия учащихся по целостному восприятию презентации (общее впечатление каждого). |
V. Итог урока, оргмомент, уточнения, завершение урока. 3 минуты | Подведение итогов проверки знаний. Итог урока для учащихся. Раскрытие задачи к последующим урокам. Творческое задание. Выберите понравившееся вам высказывание: «Сначала нужно сердцем увидеть вещи, и тогда они выйдут из-под кисти одухотворенными» (Ци Байши). Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». (Д. Дидро). Способный и опытный художник может и в малых вещах сильнее показать свою великую силу и искусство, чем иной в своем большом произведении» (А.Дюрер). В натюрморте пространство осязаемо, его почти можно ощущать руками; оно противоположно пространству пейзажа, пространству зрительному. В натюрморте чувство осязания участвует в создании картины» (Ж.Брак) Что такое художественность? Если перед художником оказалось случайно на его столе забытая группа вещей, то и тут он может открыть таинственную вещь –пространство…Если он начинает эту группу рисовать, то увидит, как вещи будут «разговаривать» друг с другом, сложно относится друг к другу, влиять друг на друга. Он как бы услышит их тихий разговор». (В.Фаворский). Напишите эссе на тему этого высказывания, подберите живописное произведение, позволяющее вам подтвердить ваши мысли в зрительной форме. |
Определение степени передачи эмоционального личного отношения к учебному материалу. Учащиеся взаимодействуют с учителем во время диалога. Усвоить требования к творческому заданию и осознать необходимый объем домашнего задания. Подготовить сообщение. Собрать видеоряд (репродукции или фрагменты произведений, необходимые для выполнения задания). Поиск информации для самообразования и отбора полезной информации |
Литература, использованная при подготовке к уроку:
Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. – М.:ВЛАДОС, 2008.
Васильева-Шляпина Г.Л. изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи. – М.:Академический проект; Фонд «Мир», 2007. С.117-129.
Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта (жизнь вещей). Казань, 1982.
Герчук Ю. живые вещи.-М.:Советский художник,1977.
Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. – М.: Наука, 1997.