Каждый день, заходя в класс, я, конечно же, мечтаю о том, чтобы мои ученики запомнили новые слова и выражения, усвоили грамматические структуры иностранного языка… Но я понимаю, что это не самое главное в жизни ребенка, ведь многие наши ученики очень одаренные и творческие личности, поэтому я стремлюсь сделать все возможное, чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.
И мне кажется, что игры на уроках английского языка – это отличный способ для учащихся проявить свои творческие способности. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют “самостоятельностью” – человека – собирание своего “я”. Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.
В настоящее время сложилась отрасль медицины и психологии – игротерапия. С помощью игр можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно подбодрить и одобрить ребёнка. Игры позволяют корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.
Согласно теории М. Ф. Стронина, которая была опубликована в книге “Обучающие игры на уроках английского языка”, игры подразделяются на следующие категории:
- лексические игры;
- грамматические игры;
- фонетические игры;
- орфографические игры;
- творческие игры.
На своих уроках в начальных классах я часто использую игровую технологию, т.к. в этом возрасте для детей игра является основным видом деятельности. В ней формируются личностные качества ребёнка, его отношение к действительности, к людям. Вместе мы собираем буквы, спрятавшиеся в классе; составляем слова гигантских размеров; покупаем все возможные вещи в магазине, отгадываем загадки и многое другое. Известно, что дети не любят проигрывать, и всегда стремятся идти вперед. И этот момент очень приятно наблюдать за тем, как горят глаза у всех ребят в классе, за тем с каким рвением и самоотдачей они болеют за свою команду…
Но, к сожалению, мы не можем
использовать игры на всех этапах обучения
иностранному языку, ведь то, что интересно детям
младшего школьного возраста, не может
заинтересовать подростков. В этом возрасте
появляются совсем другие интересы, молодые люди
предпочитают проводить больше времени с
друзьями на дискотеках или кино, за компьютером
или телевизором. В результате – невыполненные
домашние задания, низкие оценки, а в итоге –
снижение заинтересованности в предмете. Эта
проблема знакома учителям не только
иностранного языка.
Столкнувшись с этой проблемой, я поняла, что
только повышение заинтересованности, выявление
и раскрытие творческого потенциала учащихся,
применение новых методик в дополнение к
обязательной работе учителя по программе
позволит разрешить эту ситуацию. И предложила
своим ученикам изучать грамматический и
некоторый лексический материал на основе
современных зарубежных песен. Эту идею ребята
приняли с радостью, и сразу же предоставили мне
список их любимых песен, а также адреса
музыкальных сайтов, где можно познакомиться с
известными исполнителями и оригиналами текстов.
В настоящее время у ребят среднего и старшего звена сформировалось огромное желание показать своё умение петь на иностранном языке.
Следует пояснить, что по-настоящему
плодотворным может быть не прослушивание песен
от случая к случаю, а планомерная поэтапная
работа с песенным материалом. Количество этапов,
прорабатываемых на одном уроке, зависит от целей
и задач, поставленных учителем. Всегда можно
выделить несколько минут на работу с песнями в
конце урока.
Учащиеся по желанию могут заучивать тексты песен
наизусть, что в конечном итоге чаще всего и
происходит. Даже если текст не выучен,
многочисленные этапы проработки приводят к
активному усвоению большинства лексических
единиц в контексте употребляемой грамматики.
Итак, основные этапы работы с песенным
материалом:
- Первичное прослушивание.
- Построчное аудирование и запись текста песни.
- Фонетическая активизация.
- Лексико-грамматическая актуализация.
- Вокальное исполнение.
Данная методика раскрывает творческий потенциал учащихся и способствует успешному усвоению лексико-грамматического материала на уроках иностранного языка.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать о том, что использование игровой и песенной технологии делает урок более интересным и ярким, а значит, привлекает и удерживает внимание учащихся к изучению иностранного языка.