DISCE, SED A DOCTIS, INDOCTOS IPSE DOCETO. "Голова ученика – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь" ПЛУТАРХ.
Идея работы над проектом “Позитивное и негативное влияния глобализации в процессе заимствования английских языковых слов русский язык” появилась неслучайно.
Учащиеся часто обращаются с просьбой перевести с английского языка на русский надпись на той или иной вещи, вывеску на магазине, или слово, услышанное в фильме, песне, по радио. Во время обсуждения причин такого количества англоязычных слов с учащихся заинтересовала идея изучить этот процесс глубже и сделать выводы о степени влияния процесса заимствования англоязычных слов, возможности исчезновения русского языка в процессе глобализации, и т.д.
Конечно же, такая работа требовала применения таких общеучебных умений, как подбирать литературу по теме, работать с поисковыми системами Интернета, правильно оформлять цитаты, сноски, оформлять выходные данные статьи, обобщать результаты; овладеть такими методами исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос, методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия). Поэтому, в процессе работы над проектом учащиеся не только узнали что-то новое по теме исследования, но и овладели основными методами работы над проектом, что, возможно, пригодиться им в будущем.
Проект является основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников, он связывает теорию и практику, что имеет важное значение для учащихся. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.
Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны.
Работа над проектом позволила подойти к осмыслению проблем окружающей действительности с научно-исследовательской позиции. В ходе работы ученики заново взглянули на обычные вещи, делая порой неожиданные для себя открытия.
Стремительное развитие информационной технологии создает для этого принципиально новые условии, необходимо обладать хотя бы минимальными навыками работы с ПК: создание презентаций в программе Microsoft Power Point, работа с текстом в Microsoft Word, умениями работать с поисковыми системами Интернета.
Научно-исследовательская деятельность ведет к изменению позиции учителя, поскольку он должен быть организатором познавательной деятельности своих учеников, а не носителем готовых знаний. Ученики являются не пассивными, а активными участниками процесса познания, так как они разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы; то есть, научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. В ходе выполнения проекта учащиеся изучали окружающий их мир, делая иногда неожиданные открытия, выводы, поражавшие их самих. Во время сбора информации о названиях на английском языке учащихся удивило количество надписей на школьных принадлежностях, одежде учеников, обилие вывесок, содержащих английскую лексику. Открытием (и даже неприятным) для исследователей оказалось, что многие люди не знают значения слов и выражений на своих вещах, что приводит порой к смешным, неловким ситуациям при переводе надписей.
Данная работа способствовала возникновению положительной мотивации при изучении этой проблемы. Ученик стимулируется на рефлексивное восприятие материала, формируется умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей. Работа над этой темой изучает проблему, возникшую в ходе взаимосвязи русского и английского языков, рассмотрение этого явления с позиции глобализации характерен для обществознания.
Научно-исследовательская деятельность готовит учащихся к преодолению трудностей в различных жизненных ситуациях, имеет особое значение для раскрытия творческих способностей, личности учащихся, способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность по теме “Позитивное и негативное влияния глобализации в процессе заимствования английских слов в русский язык” прошла следующие этапы:
I этап – организационно-подготовительный.
В ходе организационного– подготовительного этапа были определены цели и задачи работы, основные направления, намечен план действий, источники информации(книги, интернет-сайты, словари).
II этап – технологический. Представление работы– это верхушка айсберга, основная же часть работы скрыта и напрямую в работе не присутствует. Эта подводная часть знакома лишь исследователю – ученику и научному руководителю – учителю.
Этот этап требует терпения, заинтересованности в проблеме. Учащиеся изучают необходимую литературу, анализируют, делают выводы. При выполнении практической части учащиеся проводят анкетирование, сбор информации, анализ и делают выводы.
III этап – финальный. Представление исследовательской работы.
Учащиеся представили свои работы, каждый проект помогал в раскрытии темы, после чего были сделаны выводы, проведена рефлексия. 6 проектов, представленных на уроке, были собраны в один проект, и обобщенный опыт был представлен на школьной научной конференции.
Исследование было разделено на две части: первую, посвященную теории, изучали все вместе, в то время как при выполнении практической части, учащиеся разделились на группы и выполняли отдельные задания.
В процессе работы учащиеся выполнили “промежуточные” проекты, показавшие “финальный продукт” , созданный на основе изученного и собранного и проанализированного материала. А затем общий собранный материал был объединен в один итоговый проект и представлен на школьной конференции.
Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс. Даже если сравнить его с “игрой в науку”, то подобная “игра” стоит того, чтобы ею увлекали, тат как учащиеся получают реальный шанс поучаствовать в различных видах деятельности, выбрать то, что им действительно интересно для дальнейшей учебы, по-другому взглянуть на окружающую их действительность.
Во время работы над проектом (участвовали 10 учеников из 10 класса), 100% учащихся согласилось с тем, что такая работа необходима для того, чтобы узнать лучше мир, в котором мы живем. Двое учеников выразили желание продолжить работу над темой после окончания финальной части проекта.
На вопрос, “Чем для вас является работа над проектом?”, учащиеся дали следующие ответы, что “научная работа– это…..
… возможность взглянуть по-новому на обычные вещи”.
…узнать, как оформлять проект, выполненный в Microsoft Power Point”.
… интересно и полезно провести время”.
… научиться собирать информацию, делать выводы”.
Проделанная работа позволила установить зависимость между отношением к английскому я зыку в процессе его изучения и уровнем его понимания; то есть принятием англо-американской культуры
Научно-исследовательская деятельность необходимо развивать на школьном уровне, так как это один из эффективных способов развития личности, она повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.