Для того чтобы наше подрастающее поколение было здоровым, необходимо обращать внимание на развитие физкультуры и спорта, изменить отношение к “ физической культуре”, приобщать детей к здоровому образу жизни, ибо “ Без здоровья мы бесполезны и унизительны”. (Монтень)
Лыжи очень популярны. И это неудивительно: ведь зима длится у нас шесть месяцев и лыжи – весьма доступное, увлекательное и полезное занятие для наших учащихся. Регулярно занимающиеся лыжным спортом учащиеся меньше подвержены простудным заболеваниям, у них нормализуются биохимические показатели, увеличивается физическая работоспособность, повышаются показатели умственной активности. Лыжи предоставляют огромные возможности для воспитания характера, преодоления лени. Приобщая учащихся к лыжному спорту, надо помнить о том, что это не только сделает их более здоровыми, физически крепкими, но и воспитает важную для жизни привычку настойчиво доводить начатое дело до конца, преодолевая инертность, а также вырабатывает терпение, умение преодолевать трудности и стойкость.
Я набираю детей в группу начальной подготовки с 9-ти лет. Первый год у них 3-х разовые занятия в неделю. На 2-ом году обучения – 4-х разовые занятия. Ни для кого не секрет, что лыжные гонки – это очень тяжелый вид спорта, и монотонная однообразная работа порой отбивает желание заниматься именно лыжными гонками. Чтобы этого не случалось я стараюсь разнообразить занятия упражнениями из других видов спорта: легкая атлетика, футбол, волейбол, коньки, настольный теннис, велоспорт, зимний полиатлон, акробатика, гимнастика, стрельба из пневматического оружия. Чем старше спортсмен, тем больше у него специальной работы.
Я в своей работе никогда не ставлю задачу добиться результата, во что бы то ни стало и, как можно, скорее. Ранняя специализация ни к чему хорошему не приводит. Моя задача:
Подготовить, к концу 11-го класса, здорового, гармонически развитого человека, у которого еще не пропало желание заниматься избранным видом спорта (лыжные гонки).
Многие мои выпускники до сих пор не расстаются с лыжами, ведут здоровый образ жизни, активно участвуют в общественной жизни коллектива. Для того чтобы у детей не пропал интерес на первом году обучения, провожу с ними походы на природу, выезжаю в спортивно-оздоровительные палаточные лагеря. Одним словом – пытаюсь создать коллектив.
Все портативные тренажеры ребята делают своими руками: щиты под мишени, станки для обработки лыж, тренажер “тележка”, для развития верхнего плечевого пояса, самодельные перекладины для подтягиваний, станки для установки лыж и палок.
В тренировку лыжников – гонщиков учебно-тренировочных групп часто включаю работу на велосипеде. Я глубоко убежден, что велосипед дает ничуть не меньшую, а возможно даже и большую аэробную нагрузку для лыжника в межсезонье, чем остальные виды летних тренировок. Более того, на больших территориях нашей страны зимой велосипед просто необходим. Когда за окном минусовая температура, а вместо снега – наледь, то лыжи и роллеры сразу отпадают, тогда разнообразить монотонный бег и имитацию можно с помощью велокроссов по пересеченной местности. А если погода не подходит и для велокроссов, можно использовать велотренажеры (велостанок), который я придумал сам, так как серийные велотренажеры очень дорогие, а в условиях провинциальной ДЮСШ это большая роскошь, то приходится “изобретать велосипед”: под заднее колесо два ролика, переднее колесо или просто вилка жестко крепится к полу. Чем он хорош по сравнению с теми тренажерами, что используются в фитнес-центрах? А тем, что здесь твой велосипед, удобная посадка, удобное седло, нагрузка задается переключением передач. В районе Крайнего севера, когда погода лютует до – 30 – 40 °С на улице тренироваться не возможно в силу физиологических особенностей организма, данный велотренажер (велостанок) просто необходим лыжникам.
В своей работе стараюсь не увлекаться ранней специализацией. Особое внимание уделяю общефизической подготовке в бесснежное время года (общеразвивающие упражнения, передвижение по пересеченной местности, отдельные элементы других видов спорта скоростно-силовой направленности – велоспорт, легкая атлетика, полиатлон и т.д.), упражнения на тренажерах.
Летний базовый период начинается с организации пришкольного оздоровительного лагеря (2-х разовые тренировки с 3-х разовым питанием). На занятиях использую такие средства тренировки как кросс-походы, имитационные упражнения в гору– кросс с имитацией, езда на велосипеде, по равнине и пересеченной местности, силовая гимнастика, лыжероллеры.
Ребята с большим удовольствием принимают участие в выездных летних сборах. Такая организация тренировочного процесса способствует повышению результативности и повышает мотивацию.
Приобщая учащихся к лыжному спорту, надо помнить о том, что это не только сделает их более здоровыми, физически крепкими, но и воспитает важную для жизни привычку настойчиво доводить начатое дело до конца, преодолевая инертность, а также вырабатывает терпение, умение преодолевать трудности и стойкость. Заинтересованность учащихся любимым делом – вот то, к чему должны стремиться все работники физического воспитания, в том числе и тренера по лыжным гонкам.
При выборе рода занятия учащиеся руководствуются, прежде всего, желаниями и интересами. На начальном этапе – это лишь поверхностная заинтересованность, но нельзя не отметить, что спорт является своеобразной “школой жизни”, прививающей волю, способность противостоять трудностям и формирующей умение ставить свои цели и добиваться их.
И моя задача, как учителя и наставника, пройти вместе с моими учениками этот нелегкий путь. Ведь спорт занимает место в сердцах детей, так пусть же это место будет солнечным и просторным, куда они не раз будут возвращаться в своих воспоминаниях.