Если говорить об этимологии слова “исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто “из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
Ценность исследовательской работы заключается в том, что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности. Для организации и руководства исследовательской деятельностью учащихся мне необходимо:
– выявить мотивы, побуждающие школьников к исследовательской деятельности и особенности исследования;
– проверить как, по каким этапам возможно осуществление исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, считаю необходимым решение таких задач:
– формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск и анализ информации, пути решения, планирование, получение и анализ результатов);
– совершенствование коммуникационных умений;
– формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполненной работы.
Исследовательская работа школьников предполагает самостоятельную или групповую работу с материалами по изучаемым темам школьных предметов через разрабатываемые проекты, теоретические исследования. Исследование, как форма работы в обучении на уроках, как вид отчетности в виде экзамена, презентации, является творческой деятельностью в образовательно-педагогическом процессе.
Учебное исследование способно “осветлить” атмосферу уроков. Это тот стартовый этап, который предоставляет равные возможности всем учащимся включиться в исследовательскую деятельность. Практически на каждом уроке можно использовать элементы учебно-исследовательской деятельности (работа над грамматическими и лексическими темами, с лексическими единицами).
Работая с лексикой на уроках, ребята заинтересовались происхождением некоторых немецких слов. Изучив этимологию понравившихся слов, 8 учащихся приняли участие в Международном конкурсе “ Самое красивое заимствованное слово в немецком языке” -„ Das schonste eingewanderte deutsche Wort“(8 индивидуальных работ учащихся и 3 работы от каждого класса – 8, 9, 10). Конкурс проходил в г. Мюнхен (февраль 2008 год).
При работе над отдельными темами можно порекомендовать следующее:
Тема: Путешествие в страну сказок
Содержание работы |
Формы работы |
Предварительные результаты |
Игры, танцы, песни, сказки–значение, история, связь с с жизнью некоторых народов. |
Лекция-обсуждение. Знакомство с образцами (прослушивание грамзаписей, просмотр видеозаписей). |
Навыки общения. Умение вести беседу. |
Суть поисковой работы (что? и как?) |
Поисковая работа. |
Навыки рецензирования |
Анализ и оценка найденного материала |
Обучение анализу, рецензированию |
|
Пополнение копилок – оформление материала в форме рефератов |
Обучение оформлению рефератов. |
Умение оформления рефератов |
Защита готовых работ. |
Итоговый праздник |
Тема: Семья
Родословная, семейное древо (работа с понятиями). |
Работа со словарями. |
Умение работать со словарями. |
Поисковая работа среди родственников |
Встречи, беседы. |
Умение общаться, с целью узнать нужное. |
Классификация материалов: анкетирование; мемуары, воспоминания; источники периодики;фотофакты. |
Сбор материала (воспоминания, фото). |
|
Оформление родословной |
Оформление альбомов, газет |
Навыки оформления |
Подготовка и проведение презентаций выполненных работ. |
Презентация альбомов. |
Умение организовывать презентацию |
Разнообразные задания с элементами исследования повышают мотивацию к изучению немецкого языка.
Тема: Знаменитые люди
Значение словосочетания “ знаменитые люди”. |
Работа со словарем. |
Умение работать со словарем, с картотекой. |
Работа в библиотеке. |
Работа с картотекой. |
|
Определение групп поисковой работы по области профессий. |
|
|
Поисковая работа (изучение жизни, творчества). |
Поиски в публикациях (газетах, журналах). |
Работать с корреспонденцией. |
Подготовка рефератов и проведение презентаций. |
Работа с собранным материалом (систематизация, оформление рефератов). |
Систематизировать, составлять рефераты (самостоятельно), организовывать презентации. |
Так при работе над темой “Выдающиеся люди” ребята получают индивидуальные задания: известные немецкие ученые, ученые-меценаты в России и в Германии, благотворительные фонды. Изучив материалы статей, словарей, проанализировав данные электронных носителей, 2 ученика отправили свои работы на заочный конкурс по немецкому языку “Познание и творчество” по теме „Beruhmte Deutsche“ в рамках Национально-образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” в г. Обнинск (декабрь 2007 г.).
Для развития творческого подхода учащихся к изучаемому предмету “немецкий язык” только урочных занятий недостаточно, особенно в старших классах.
Считаю необходимым решение таких задач:
– формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск и анализ информации, пути решения, планирование, получение и анализ результатов)
– совершенствование коммуникационных умений
– формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполненной работы.
Важным моментом является как выбор темы исследования, так и удачная ее формулировка, в которой должна быть видна проблема, актуальность. Если тема определена учителем совместно с учеником, то это будет мощным мотивационным фактором для успешной работы.
Правильно выбрать тему – значит, наполовину обеспечить успех в проводимом исследовании. К тому же, работа должна быть творчески интересной. Но не у всех это получается. Нам, на наш взгляд, удалось найти такое направление.
Работа осуществляется поэтапно:
Летние творческие группы |
8-10 класс |
Презентация исследования |
сентябрь |
Школьная НПК |
февраль |
Городская НПК |
февраль |
Заочный тур |
март |
Краевая НПК |
апрель |
Использование элементов научно-исследовательских технологий способствует развитию интереса учащихся к исследовательской деятельности и как результат их участие в конкурсах и конференциях.
Таким образом, взаимодействие учителя и ученика в образовательном пространстве по формированию научно-исследовательской компетенции можно представить в виде таблицы.
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Разработка проектного задания. 1.1.Выбор темы проекта. |
Учитель составляет, отбирает возможные темы и предлагает их учащимся или участвует в обсуждении тем, предложенных школьниками. |
Ученики обсуждают и принимают решение по выбору темы. |
1.2. Подготовка теоретического материла: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучении литературы, работа в сети Интернет. |
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности школьника, рекомендует литературу по теме исследования. |
Изучают литературу по теме исследования, при этом работают с разными источниками. |
1.3 Сбор материала: составление картотеки языковых единиц. |
Показывает, как методом сплошной выборки составляется картотека языковых единиц. |
Составляют картотеку на определённом языковом материале. |
2. Разработка проекта. |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Проводят исследовательскую деятельность. |
3. Оформление результатов. |
|
Оформляют результаты своей работы в соответствии с требованиями. |
4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. |
Знакомит учащихся с требованиями конференций различного уровня. |
Обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: открытая защита, доклад, тезисы статьи. |
5. Презентация (защита проекта). |
Организует экспертизу работы: пишет отзыв. |
Докладывают о результатах своей работы. |
6. Рефлексия. |
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. |
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. |
Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Научно-исследовательская работа формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Научное исследование способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов.