Цели урока: обобщение и систематизация знаний о натуральных числах; закрепление и усовершенствование навыков действий над натуральными числами.
Оформление урока: рисунки, сообщения и сочинения ребят; презентация об ученых.
Ход урока
1Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Тема нашего урока: “Действия с натуральными числами. Но это не единственная тема урока. Золотой нитью через весь урок пройдет тема, название, которой мы узнаем, после решения устных примеров.
Решаем примеры, ответ каждого действия записываем в тетрадь через запятую в одну строчку. Ответы ищем в таблице, выписываем соответствующую букву.
1) 56 : 7
* 5
- 13
: 9
+17
* 5
2) 100 – 70
* 3
- 18
: 36
+13
* 6
- 28
3 |
20 |
8 |
30 |
40 |
72 |
15 |
90 |
27 |
2 |
62 |
100 |
78 |
Е |
Р |
Т |
Н |
О |
Н |
С |
Т |
Л |
О |
Ь |
А |
Т |
Получаем: Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Мы с ребятами провели классный час о толерантности, поиграли в игры, с помощью которых проверили, толерантны ли мы. После классного часа ребята нарисовали рисунки и написали сообщения.
И так начнем с легенды о Вавилонской башне.
Было время, когда все люди разговаривали на одном языке. Однажды собрались они и решили построить башню до неба, чтобы стать равными богу. Рассердился Бог, смешал языки – перестали люди понимать друг друга. Забросили общее дело, и пошли каждый своей дорогой. Трудно человеку на земле прожить одному. В одних случаях объединяться людей заставляло стремление выжить в борьбе с природой, а в других – похожие языки, вера в богов, борьба за справедливость и многое другое. Сотни народов населяют нашу планету. И сегодня во многих городах сложилось многонациональное население.
2. Решение задач.
1.Легендарная Вавилонская башня была раскопана и изучена археологами. Они определили, что башня была построена на квадратном фундаменте, периметр которого 360 метров. Какова площадь фундамента?
Решение: 1)360 4 = 90 (м )- сторона квадрата
2) 90 90 = 8100 ( м2 )- площадь фундамента .
2. Саамское население составляет 51000 человек. В Швеции живет 15000 саамов, в Норвегии в 2
раза больше, чем в Швеции, а в Финляндии на 11000 человек меньше, чем в Швеции .Остальное население проживает в России ( на Кольском п – ве ). Сколько саамов живет в каждой стране?
Решение: 1) 15000 2 = 30000 ( чел.)- в Норвегии
2) 15000-11000 = 4000 (чел.)- в Финляндии
3) 51000- (30000 + 4000 +15000) = 2000 ( чел. )- в России.
3. В Русском языке 6 падежей, в финском языке на 9 падежей больше, чем в русском, а в эстонском на 1 падеж меньше, чем в финском. Сколько падежей изучают эстонские школьники?
Решение: 1) 6 + 9 = 15 (п.)- в финском языке
2) 15 – 1 = 14 (п.)- в эстонском языке.
3.
На наших глазах по всему миру сотни тысяч, миллионы людей покидают привычную сферу обитания. За последние 10 лет в России осело около 9 миллионов мигрантов. Статус вынужденного переселенца или беженца получили 1 млн. 600 тыс. человек.
Мы знаем, что таким людям следует помогать. Но люди сменившие место жительства – не только объекты помощи, а и неисчерпаемый источник обогащения общества, в которое они вливаются.
Самым ярким примером этому является жизнь и деятельность Леонарда Эйлера, Швейцарца по происхождению, который внес неоценимый вклад в развитие математической науки, и которого по праву можно назвать самым знаменитым членом Академии наук России за все времена её существования.
Ученик подготовил и рассказал сообщение об Эйлере (презентация 1 – 5 слайд).
А сейчас решим задачу из учебника Эйлера “Основание алгебры” (1707 – 1783 гг )
Задача. Отец, у которого было трое сыновей, оставил им 1600 крон. Старший сын получил на 200 крон больше среднего, а средний на 100 крон больше младшего. Сколько крон получил каждый из сыновей ?
Решение: Пусть х крон - получил младший сын,
тогда ( х + 100 ) крон – получил средний сын,
и ( х + 100 + 200 ) – получил старший сын.
А так как всего они получили 1600 крон, составляем уравнение:
х + х + 100 + х + 300 = 1600
3х =1200
х = 400
400 крон получил младший сын,
400 + 100 = 500 ( крон ) – получил средний сын,
400 + 300 = 700 ( крон ) – получил старший сын.
4. Самостоятельная работа.
Решая самостоятельную работу, мы узнаем имена других ученых, которые внесли огромный вклад в математическую науку.
1 вариант. 1 задание: 2 вариант. 1 задание:
Эти имена:
Немецкий ученый Карл Гаусс,
Украинский ученый Михаил Васильевич Остроградский (презентация 6 – 9 слайд).
5. Подведение итогов урока.
Задача, которую составила ученица и нарисовала рисунок:
Сердце перекачивает за год 27.600.000 л крови. Сколько литров крови перекачает сердце за три года? Сердце толерантно?