ЦЕЛИ:
I.
Наблюдение за позицией написания Ъ и Ь знаков;
- Открытие правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков;
- Повторение понятий: состав слова, родственные слова;
II. 1.Развитие мышления на основе операции в анализе и синтезе;
2.Развитие мышления на основе упражнений в классификации;
3.Развитие вербальной памяти на основе упражнений с запоминанием ;
4.Развитие эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в решении проблемных ситуаций;
III. 1.Воспитание усидчивости , трудолюбия, интереса к предмету через содержание учебного материала.
ОБОРУДОВАНИЕ.
- Учебник “К тайнам нашего языка”
- Сигнальные карточки (гласные, согласные).
- Схемы – опоры.
- Карточки для индивидуальной работы.
(Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
II. Актуализация знаний:
Целевое задание: Прочитайте сказку “Сказка о разделительном ь и ъ знаках” и скажите: “Что же случилось со словами”?
- Жил – был на свете мальчик Незнайкин. Он учился во втором классе. Однажды Незнайкин писал диктант: “Сел кашу”, “пю воду”, “веду сёмку”, “забить коля”,- старательно выводил он.
-Ой, ой, ой! - испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показываться в обществе: нас на смех поднимут!
- А что с вами случилось? – удивился Незнайкин?
(Текст напечатан у учащихся на карточках)
Целевой вопрос: Что же случилось со словами:
“СЕЛ” “ПЮ” “СЁМКУ” “КОЛЯ”?
(запись на доске и у учащихся на карточках)
Ц.З.: Отметьте у себя на карточках в словах ошибкоопасные места и назовите их.
( Дети отмечают у себя на карточках ошибкоопасные места и называют их, я отмечаю на доске)
Ц.В.: Как вы считаете, на какое правило допущены ошибки?
В каком слове мы можем с уверенностью сказать, какой знак нужно написать и почему? (в слове колья напишем мягкий знак, потому что ъ знак в конце слова не пишется)
III. Сообщение темы и целей урока:
Ц.З.: Предлагаю вам разобраться в том, какой же знак надо писать в данных словах и почему.
Вывести правило правописания ъ и ь знаков в словах.
После того, как мы выведем правило правописания ъ и ь знаков, правильно запишем данные слова и объясним Незнайкину правило.
Но прежде чем приступить к выполнению предстоящей работы, скажите мне, пожалуйста, зачем нам надо уметь грамотно записывать слова с ъ и ь знаками?
IV. Минутка чистописания:
Ц.З.: И Ы Ь Щ Ц И Щ Ц
Ц.В.: Посмотрите внимательно на записанные буквы и скажите: Какая буква “лишняя” и почему?
Какая ещё буква не обозначает звука?
На какие две группы и по какому признаку можно разделить оставшиеся буквы? (гласные и согласные; печатные и прописные; заглавные и строчные)
- Молодцы! В минутке чистописания мы напишем буквы ъ и ь (показ в тетради учителем, пишут по образцу)
V. Словарно – орфографическая работа:
Здоровье, огонь, пальто, кровать, кисель
з д … р ов ь е (перфокарты у учащихся на партах и на доске)
… г о н ь
п … л ь т о
к р …в а т ь
к… с е л ь
Ц.З. : Решить орфографические задачи, вставить пропущенные орфограммы
и прочитать ключевое слово. (знаки)
(Проверка при помощи сигнальных карточек)
Ц.В.: 1. Почему данные слова я объединила в одну группу? Назовите эти признаки.
(Все эти слова словарные. Во всех данных словах есть ь знак).
- Какое слово “лишнее” и почему?
- Какую работу выполняет ь знак в слове здоровье?
- Какую работу выполняет ь знак в остальных словах?
(здоровье – ь разделительный знак; пальто – новое словарное слово).
VI. Работа над темой урока:
Ц.В.: Почему в слове здоровье нельзя написать ъ?
(В конце слова ъ знак не пишется).
Скажите ещё раз: “ Какую работу выполняют ь и ъ предупредительные, разделительные знаки?”
(Предупреждают, что в слове есть звук [Й]).
1.)Работа по учебнику:
Стр.183, упр.563.
Ц.З.: Прочитайте задание;
выпишите по 2 слова в каждый столбик.
(Один ученик на доске, остальные в тетрадях)
Ь |
Ъ |
вьюга |
въехал |
пьеса |
объявление |
Ц.В.: 1. Прежде чем приступить к решению орфографической задачи написания Ь и Ъ знаков, что мы должны сделать?
(Определить, в какой части слова находится орфограмма)
2. Какие части слова вы знаете?
3. Повторим, что называется корнем, окончанием, приставкой и суффиксом (Дети повторяют хором)
4. Разбор слов по составу.
Ц.З.: Ещё раз понаблюдайте за строением слов, написанием Ъ и Ь знаков в
этих словах и “откройте” правило правописания Ъ и Ь знаков.
Предлагаю вам воспользоваться следующим планом:
- Определить, в какой части слова пишется Ъ (Ь) знак.
- После каких букв пишется Ъ (Ь) знак.
- Перед какими гласными буквами пишется Ъ (Ь) знак.
- Послушайте стихи о Ъ и Ь знаках, они помогут вам разобраться с гласными, перед которыми пишется Ъ (Ь) знак.
Вывод: Ь Ъ
Обобщение: Стр.184 (учебник)
Ц.З.: Прочитайте правило и скажите, совпадает ли наше открытие правила
правописания Ъ и Ь знаков с правилом учебника? Какая информация
оказалась для вас новой?
СТИХИ О Ъ И Ь ЗНАКАХ
Мягкий разделительный знак.
Знак мягкий разделительный
И скромный и стеснительный.
Он в классе как мальчишка
С короткой модной стрижкой.В любую непогоду
Он в лёгких тапках ходит,
И отдыхает если,
То в очень мягком кресле.И где он невесомый,
Стоит в составе слова?
Какою тайной окружён
Тот знак, что звуком
Не рождён?Запомните! Проще простого!
Пишите его в корне слова.
Пишите его без опаски,
Но только лишь после согласной.И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я
Твёрдый разделительный знак.
Знак твёрдый, разделительный,
Он – строгий, рассудительный,
А ходит в чёрном фраке,
И кепке набекрень.
Противник всякой драки,
Молчит и ночь и день.Какой-то странный
Твёрдый знак. …
Его я не пойму никак!Зачем он в солнечный денёк
В тяжёлых башмаках идёт?
И отдыхает если,
То в деревянном кресле?С приставкой на согласную
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят как на подбор.Вот эти гласные, друзья:
Е, Ё, Ю, Я. (Стихи взяты из газеты “Начальная школа”, приложение к изданию “Первое сентября”).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Чтобы отдых пальцам дать,
Надо ими помахать.
Чтобы не устали ноги,
Мы попрыгаем немного.
2. Зарядка для глаз
2)Составление плана – инструкции.
Ц.З.: Для выполнения последующих заданий нам необходимо составить план – инструкцию правописания Ъ и Ь знаков.
Для этого обратимся к учебнику на стр. 184.
Ц.В.: Почему раньше, во 2 классе, вы не смогли бы воспользоваться этим
правилом?
(Не знали состав слова)
3). Вопрос – шутка:
Ц.З: Ответьте на вопрос – шутку:
- В каком слове семь букв я и один ь разделительный знак? (семья)
Запишите слово семья и решите орфографическую задачу: ь или ъ знак в нём писать и почему? Для решения данной орфографической задачи пользуйтесь планом – инструкцией.
- Ответьте на лёгкий вопрос: В каких именах людей есть ь, а в каких ъ?
4). Работа с текстом. (Текст записан на доске, у детей на карточках)
Ц.З: Прочитайте текст вполголоса (вслух).
Решите поставленные орфографические задачи, устно докажите выбор букв.
Помните, что могут быть “ловушки”.
Р…бятам об…явиляется,
Что по?езд отпр…вляется,
По?ехали. От?ехали
От станции (м, М) …сква.
5). Самостоятельная работа. (Текст напечатан на карточках)
Стр. 185, упр. 565.
Ц.З.: Предлагаю применить новые знания при выполнении самостоятельной работы.
Правильно впишите Ъ или Ь знаки в слова.
Не попадитесь в “ловушку”!
(Проверка при помощи сигнальных карточек)
VII. Итог урока:
Ц.З.: После того, как мы открыли правило правописания Ъ и Ь знаков, давайте объясним Незнайкину, как правильно пишутся слова из диктанта.
Решим данные орфографические задачи:
СЕЛ, ПЮ, СЁМКУ, КОЛЯ.
VIII. Домашнее задание: (Детям даётся право выбора)
А) Повышенной сложности:
Ц.З.: Как бы ты назвал(а) стихотворение?
Придумаешь – запиши заголовок.
Спиши в тетрадь.
Реши орфографические задачи.
Скоро ручей з…шумит,
Ручей з…поёт и з…пляшет.
А над руч?ём,
А над руч?ём
Б…рё…ка ве…кой з…маш…т.
Б) Средней сложности:
Ц.З.: Найди и исправь все ошибки. Запиши предложения в тетрадь.
1. Девочька села напинёк и села пирожок.
2. Семъя села обедать.
3. Колья не захотел есть суп.
В) Низкой сложности:
Ц.З.: Спиши предложения в тетрадь. Отметь все ошибкоопасные места.
1. Девочка села на пенёк и съела пирожок.
2. Семья села обедать.
3. Коля не захотел есть суп.