Цель урока: Применить полученные ранее знания для самостоятельного поиска, анализа и использования учащимися экономической информации в процессе деловой игры.
Обучающие задачи:
- Закрепить знание предыдущих тем “Организационно-правовые формы бизнеса” и “Конкуренция и рыночные структуры”;
- Усвоить новое понятие “предпринимательская ниша”;
- Сформировать навык поиска предпринимательской ниши в процессе деловой игры.
Развивающие задачи:
- Развивать рациональное экономическое мышление и культуру речи;
- Содействовать развитию творческих способностей старшеклассников в процессе выполнения домашнего задания в виде диалога, интервью или сценки.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся
- Формировать умение работать в группах в процессе выполнения домашнего задания и участия в деловой игре.
Тип урока:
- По основной дидактической цели: Урок применения знаний, умений, навыков.
- По способу проведения: Урок, основанный на самостоятельной работе учащихся.
Формы работы.
- Форма проведения урока: Деловая игра
- Формы учебной работы:
- парная - во время презентации домашнего задания и во время деловой игры;
- коллективная - во время обсуждения нового понятия “Предпринимательская ниша”;
- групповая работа жюри.
Методы обучения.
Методы формирования интереса к учебе:
- творческая работа учащихся в процессе выполнения домашнего задания;
- проблемно-поисковый метод;
- методы эмоционального стимулирования.
Методы ответственности в обучении:
- накопительная система баллов;
- привлечение учеников к оценочной деятельности в форме работы жюри;
- применение учебного поощрения.
Методы организаций учебных действий:
- словесные: рассказ учителя и беседа с учениками;
- наглядные: раздаточный материал (Приложения 1, Приложения 2, Приложение 3);
- логические: участие в деловой игре.
Методы контроля:
- устный контроль в процессе проверки домашнего задания и обсуждения нового понятия;
- письменный контроль результатов поиска предпринимательской ниши.
Средства (Приложения 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)
- карточки с заданиями №1 (10 штук)
- план - конспект “Поиск ниши” (30 штук)
- таблица “Выбор предпринимательской ниши” (15 штук)
- карточки с заданием №2 (15 штук)
- ответы на задание №2 для оценочной деятельности жюри (3 штуки)
Критерии проверки знаний учащихся
- Домашнее задание оценивается по пятибалльной системе;
- Ответы с места оцениваются по накопительной системе баллов: 1 балл за верный обоснованный ответ
- Максимальные баллы за деловую игру:
- определение формы бизнеса - 1 балл
- определение рыночной структуры - 1 балл
- обоснование каждого решения - 2 балла
- По накопительной системе баллы суммируются, например 5 баллов соответствуют оценке “отлично”.
- Работа жюри оценивается по пятибалльной системе.
Сценарий урока
Подготовительный этап
Формирование команд:
Класс заранее разбивается на команды по 2 человека и команды получают домашнее задание (Приложение 1, задание №1)
Состав жюри и его задачи:
- Жюри назначает учитель в составе 3 человек из числа эрудированных и активных учащихся.
- Жюри работает весь урок: выставляет учащимся баллы за домашнее задание и устные ответы с места, изучает письменное задание и ответы на него (Приложение 4), проверяет результаты игры, подводит итоги деловой игры.
- Работа жюри оценивается по пятибалльной системе.
- Перед уроком создается рабочее место для жюри.
Структура урока.
Продолжительность урока - 40 мин.
- Организационный момент - 1 мин.
- Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока - 2 мин.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что домашнее задание и последующие ответы учеников будет оценивать жюри. При этом критерии оценок записаны на доске, как и тема урока. Затем учитель объявляет тему урока: “Поиск предпринимательской ниши” и акцентирует внимание учащихся на актуальности этой темы, поскольку, во-первых, обобщаются знания, полученные при изучении форм бизнеса и конкуренции, а во-вторых, эти знания необходимы для самостоятельного поиска детьми предпринимательской ниши и анализа результатов в процессе деловой игры. Кроме того, учащиеся узнают цель урока - применить знание экономической теории к выполнению творческого домашнего задания и к процессу деловой игры, уложившись в запланированное время и оценив результаты.
- Проверка домашнего задания - 10 мин. (Приложение 1, задание 1)
- Осмысление учащимися содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
- Объяснение учителем нового понятия “предпринимательская ниша” - 2 мин.
Во все времена, в любом обществе были и есть люди, которые одержимы идеей бизнеса. Они не желают быть наемными работниками и получать зарплату, а хотят работать самостоятельно и получать прибыль. Это инициативные люди, которые стремятся к инновациям и способны рисковать. Чтобы получать прибыль, надо производить тот продукт, который нужен людям. Поэтому, чтобы заняться бизнесом, надо сначала определить свою нишу.
Предпринимательская ниша - это сфера хозяйственной деятельности, которая востребована в данном месте и в данное время. [1]
- Работа с раздаточным материалом “Поиск ниши” [2] - 5 мин. (Приложение 2)
Учитель акцентирует внимание на нескольких вопросах, которые задает учащимся:
- Чем характеризуются входные барьеры?
- Как можно определить тип рыночной структуры?
- Какую форму бизнеса лучше выбрать в совершенной и монополистической
конкуренции, в олигополии и монополии?
- Чем отличается ценовая политика в совершенной конкуренции и в монополии?
- В чем особенности ценовой политики в монополистической конкуренции и в
олигополии?
- Объяснение учителем условий деловой игры “Поиск предпринимательской ниши” - 4 мин.
Учащиеся получают задание [3] (Приложение 1, задание 2) и таблицу “Выбор предпринимательской ниши”. [4] (Приложение 3). Работают парами.
Учащиеся должны оценить свои финансовые возможности, учесть входные барьеры и написать на тетрадном листе обоснование своего выбора.
- “Основы предпринимательского дела” под ред. Ю.М. Осипова, МП “Тригон”, М.,2000 г.
- Составлен на основе учебной литературы:
- Ф. Котлер “Основы маркетинга”, АОЗТ “Литера плюс”, С. - П., 2001 г.
- “Основы предпринимательского дела” под ред. Ю.М. Осипова, МП “Тригон”, М., 2000 г.
- Составлено автором этой работы.
- Разработана автором этой работы.
- Деловая игра: “Поиск предпринимательской ниши” - 10 мин.
- Закрепление нового понятия “предпринимательская ниша” - 10 мин.
Пока жюри проверяет работы, учащиеся работают с раздаточным материалом “Поиск ниши” (Приложение 2).
Вопросы для обсуждения:
- Почему бизнесмен должен быть компетентен в избранной сфере деятельности?
- Привести примеры уникальных ресурсов.
- Как изучить спрос на школьные тетради?
- Какая это стратегия: производство шариковых ручек; цветных очков с диоптриями;
ситалловых обогревателей; использование на рынке тканей лафсана,
предназначавшегося для авиации?
- Домашнее задание - 1 мин.
Написать примеры рыночных стратегий на основе текста “Поиск ниши”, который учащиеся берут домой.
- Итоги урока - 3 мин.
- Выставление оценок;
- Сопоставление цели урока с достигнутыми результатами.