Тип урока: приобретение новых знаний, их закрепление и применение; формирование умений.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока:
- Образовательный аспект - ознакомить с искусством художественной росписи ткани, со специальными красителями, инструментами и приспособлениями. Обучить приемам узелковой росписи с помощью специальных красителей. Учить соблюдать технологические условия, проводить текущий контроль за качеством выполненной операции. Продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой, рациональным размещением инструментов и материалов на рабочем месте.
- Развивающий аспект - развивать логическое мышление, координацию движений рук, исполнительские умения, продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, прививать навыки культуры труда и аккуратности, взаимоконтроля и самоконтроля, развивать самостоятельность.
- Воспитательный аспект - воспитывать внимательность во время работы, прививать эстетический вкус, укреплять межпредметные связи.
Интеграция: история, география, химия, изобразительное искусство.
Принципы обучения:
- эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;
- учет индивидуальных особенностей детей одно из главных условий успешного обучения;
- удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей;
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).
Инструменты и материалы: краски и красители для ткани, нитки, пуговицы, ткань х/б, фен, утюг, ёмкость с водой, полиэтиленовая плёнка, кисти, ножницы, тетрадь.
Ход урока
- Организация урока
- Проверка отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Назначить дежурных.
- Изучение нового материала
- Постановка задач урока.
Сегодня вы познакомитесь с ручной росписью тканей. Роспись и украшение ткани это увлекательное занятие. Узнаете об истории этого вида декоративно-прикладного искусства, инструментах и красках, используемых для росписи по ткани и самое главное - научитесь технологии узелковой окраски тканей. Перед каждым из вас стоит задача: сделать красивую салфетку, выполненной в этой необычной технике и продемонстрировать друг другу. Приложение1.
Записать в тетради число и тему урока.
- Сообщение теоретических сведений. Доклад ученика.
Ручная художественная роспись тканей - это своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящих своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории”. По дошедшим до нас письменным источникам и археологическим находкам можно предположить, что многие народы открыли этот способ росписи самостоятельно. Издавна при помощи красок расписывали ткани в Индии, Индонезии, Ираке, Шри-Ланке, Египте, Перу, Китае, Армении, Азербайджане и на Руси. Способ получения рисунка на ткани путем нанесения на нее резервирующего состава из воска перед окунанием в краску получил название “Батик”. В древности ткань окрашивали с помощью природных красителей. Сейчас для росписи используют анилиновые красители или специальные краски для батика и тканей. Приложение1. Картины в технике батик.
- Рассказ учителя.
Для нанесения красок на ткань существует несколько способов:
- Холодный батик. Приложение1
В технике горячего батика используют так называемый резервирующий состав (разделительный слой). Резерв, нанесённый на ткань, не пропускает через себя растворы красителей, и таким образом сохраняет от окрашивания участки ткани в соответствии с рисунком узора. В качестве резерва в горячем батике используют расплавленный воск или парафин.
- Горячий батик. Приложение1.
В качестве резерва в этой технике используется резиновый клей, клей ПВА, “Момент”. Техника холодного батика позволяет нанести на изделие рисунок, не окрашивая при этом всю вещь целиком. Замкнутость контура рисунка – обязательное условие.
- Узелковый батик. Приложение1.
Это нанесение рисунка на ткань с помощью завязанных на ней узлов и тугого скручивания. Для завязывания узлов используются х/б верёвки или тонкий шнур белого цвета. Затем ткань окрашивают в красителе, просушивают, не развязывая узлов. После просушки развязывают узлы и изделие проглаживают утюгом.
Записать в тетрадь.
А сейчас подробно рассмотрим образцы узелковой росписи. Приложение1.
- Практическая работа по выполнению салфетки в технике узелкового батика.
- Организация рабочего места:
- накрыть стол полиэтиленовой пленкой;
- поставить на стол краски, кисточку, емкость с водой, нитки и пуговицы;
- организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало;
- надеть фартук.
Прежде чем приступить к выполнению практического задания следует соблюдать технику безопасности. Помните: от капли краски попавшей на одежду остается пятно. Будьте осторожны с электроприборами: фен и утюг включайте и выключайте сухими руками. Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями. Передавать их нужно кольцами вперёд.
- Ознакомление с инструкционной картой.
А теперь возьмите инструкционную карту, а я по пунктам покажу и объясню прием узелковой росписи по ткани (показ работы). Все понятно? Тогда приступайте к выполнению росписи салфетки. Почувствуйте себя художниками, перед вами открывается широкое поле для реализации своих идей, проявите свою фантазию, изобретательность.
- Инструкционная карта: Технология узелковой росписи.
- Намочить ткань и отжать ее;
- Разложить ткань на столе;
- Сложить ткань различными способами:
<Рисунок1>. Завязывание узелков на пуговицах.
<Рисунок2>. Складывание углами.
<Рисунок3>. Завязывание узлов.
Плотно обмотать нитью ткань.
- На выбранный участок салфетки нанести краску одного цвета мягкими и быстрыми движениями кисти.
Используя краски других цветов закрасить оставшиеся участки салфетки в произвольном порядке.
- Окрашенную салфетку подсушить с помощью фена;
- Удалить ножницами нитки, расправить салфетку;
- Отутюжить (запарить) салфетку с изнаночной стороны для фиксации краски.
- Целевые обходы учителя.
Учитель обходит рабочие места учащихся, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения операции, соблюдение техники безопасности, технических условий и правильных приемов работы. Проводит текущий инструктаж, оказывает помощь, кому это необходимо.
- Анализ урока, подведение итогов.
С учащимися проводится опрос:
- Что узнали на уроках нового?
- Что такое “Батик”?
- С какими техниками батика познакомились?
- Что научились делать?
- Какую технику применяли в практической работе?
- Какие способы образования узелков узнали?
- Где можно применить технику батика в интерьере?
Организовать выставку готовых работ, проанализировать и оценить каждую работу.
Провести уборку рабочего места.
Домашнее задание: принести салфетку, нитки, иглу, наперсток, булавки, рабочую тетрадь.