Цель:
- познакомить учащихся с народным промыслом России - Гжель;
- сформировать навыки составления декоративной композиции, работы без предварительного рисунка;
- развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Материалы: альбом, кисти, краски.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, магнитофон.
Зрительный ряд: изделия из гжельской керамики, плакаты-таблицы «Гжель».
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Ход урока
I. Оргмомент
Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с загадки, а в отгадке и есть тема нашего урока.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…
(Гжель) (Презентация, Слайд 1)
II. Формирование новых знаний
Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с промыслом Гжель, с элементами гжельской росписи. Что такое промысел? (Ответы детей. Это возможность заработать деньги. С давних времен в городах и сёлах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край).
«Промысел» - лексическое значение слова по словарю Ожегова:
Мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном. Кустарный промысел – производство бытовых изделий ручным способом. Народные кустарные промыслы. Художественный промысел – изготовление народных художественных изделий.
Да, действительно, недалеко от Москвы в деревне Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на изготовление фаянсовой посуды. Приблизительно 200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлось это майолика. Её и сейчас делают. Присмотритесь к гжельской майолике: её формам, лепным украшениям, нарядной росписи. (Слайд 2)
Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель – это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. (Слайд 3-5)
Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни. (Слайд 6)
Посуда из Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски.(Слайд 7-8)
Декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».
Мазки кладутся широким круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, округлая, спиральная. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор. (Демонстрация у доски)
III. Физкультминутка
IV. Практическая работа
Выполнить импровизацию по мотивам гжельской росписи.
V. Домашнее задание
Вырезать из бумаги форму кувшина или тарелочку и расписать под Гжель.
VI. Итог урока
Просмотр и обсуждение работ.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Что вам понравилось?