Цель:
Формировать чувство патриотизма, знакомить детей с вехами славной истории славянской культуры.
Задачи:
- Обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.
- Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение речевых игр, танцев и песен, тем самым, доставляя детям радость и удовольствие от занятия.
- Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путём выразительных средств исполнения: весёлую, задорную, лёгким звуком в оживлённом темпе, лирически, ласково, напевно.
- Обогатить музыкальное восприятие детей.
- Организовать весёлое непринуждённое общение детей и взрослых.
Оборудование:
- Ворота времени.
- Ворота «Древняя Русь».
- Печка.
- Балалайки.
- Колесо истории.
- Шкатулка.
- Куклы Маня и Ваня.
- Сундук с костюмами.
- Блины.
Ход занятия
Должны быть обязательно кроме родителей,
четыре коня, как четыре матери:
Родная земля,
Родной язык,
Родная культура,
Родная история.
М. Шаханов
Звучит фонограмма «Рассвет на Москве - реке» (колокольный звон).
Воспитатель:
За морем теплее, а у нас светлее.
На чужой стороне Родина милее вдвойне.
Где кто родился, там и пригодится.
- О чём эти пословицы? (о Родине, о России).
Воспитатель: Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на карту. Что вы видите? (ответы детей).
Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов).
Населяют Россию люди разных национальностей (перечисляем эти национальности).
Всех их объединяет язык общения – русский.
(На столе шкатулка – слышится красивая музыка).
В: Откуда слышится красивая музыка? (из шкатулки). Наверное, вам интересно узнать, что там? (Достаёт из шкатулки кукол в русских национальных костюмах – кукла Ваня и Маня).
Это куклы Ваня и Маня.
- Посмотрите, какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).
- Куклы Ваня и Маня одеты в русские национальные костюмы. А чтобы побольше узнать о костюмах и о быте русского народа куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь (на столе «Колесо истории»).
- Повернитесь, пожалуйста, ко мне.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём
И рассказывать о нём начнём
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли! (поворачивается «Колесо истории», стрелка останавливается на секторе «Древняя Русь», по колокольный звон мы переносимся в«Древнюю Русь» ).
Проходим через ворота с надписью «Древняя Русь».
(переодеваемся в русские народные костюмы).
ІІ часть
Дети проходят и присаживаются на стулья.
Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе. Я - хозяйка этой избы.
- Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки
Спасибо, что мимо не прошли
Ко мне в гости зашли
Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь!
(дети рассаживаются на скамейке, здесь я и наших проводников Ваню и Маню посажу).
- А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (русский народный). Посмотрите, какой он красивый.
- Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.
- Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!
Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук).
Сарафанный комплекс
Достаёт кокошник.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).
- А причёски? (коса или распущенные волосы).
-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком).
- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.
- Из какой ткани шили одежду? (из льна).
-Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).
- Какие же наряды шили из льняной ткани?
Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан.
Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
- Вся одежда была украшена.
- Чем? (стеклярусом, мехом, вышивкой).
- Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).
Игра «Напёрсток» (пальчиковая)
- Вышивает, шьёт иголка | (левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке) |
- Пальцу больно, пальцу колко | |
- А напёрсток в тот же миг, | (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки) |
- К девочке на пальчик . Прыг. | |
- Говорит иголке – шей, | |
- А колоться ты не смей. | (шьют и грозят пальцем) |
Понёвный комплекс
Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.
- Что такоё понёва?
Понёва – одежда типа юбки. Которую одевала женщина после замужества.
Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани.
Передник – густо украшен вышивкой, функция – защита от загрязнения.
Мужской комплекс
Косоворотка, порты, онучи, лапти.
Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).
Вниз костюма одевали брюки.
- Как они назывались – порты.
- На ноги наматывали онучи и обували лапти.
Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).
- Молодцы, хорошо поработали.
- А теперь мы отдохнём.
Давайте поиграем с вами в игру «Собери костюм».
Ох. Какие молодцы!
Парни наши удальцы
И девчата всем под стать
Им не станут уступать.
На Руси уж так идёт
Что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец
И на дудочке игрец.
Вот, смотри идёт хозяйка –
Та хозяйка – не лентяйка.
Муз:
Почему всё изменилось?
Почему всё заискрилось?
Засмеялось и запело,
Ну. Скажите, в чём тут дело?
Это так легко понять:
Дети: Гости к вам спешат опять!
Речевая игра «Хозяйка»
Хозяйка, хозяйка! | (ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону) |
Что, что, что? | (хлопки по ладошкам) |
Гости едут! | (наклоны) |
Хорошо | (хлопки) |
Здрасте! | (хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху) |
Здрасте! | (наоборот) |
Чмок, чмок, чмок! | (щека к щеке) |
Здрасте! | (хлопки сверху) |
Здрасте! | (наоборот) |
Чмок, чмок, чмок! | (щека к щеке) |
Обниму тебя, дружок! | (обнимаемся) |
Муз:
Здравствуйте. Детушки милые,
Соколики пригожие, да какие все хорошие:
Губки – ягодки, глазки – пуговки,
Щечки – аленьки, все кудрявеньки.
Проходите, проходите мою избу посмотрите.
Проходите, не стесняйтесь, да удобнее располагайтесь.
(дети садятся).
Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.
Родной матушке – платок посерёдочке цветок.
Дев: (примеряя)
Ой, платок узором вышит!
Дружок, купишь мне такой?
Притворился, что не слышит,
Притворился, что глухой!
Муз: Братьям – соколам по козловым сапогам.
Мальчики: (рассматривая) Ах, сапожки хороши и нарядны и легки!
Муз: Сестрицам – лебедицам – да по белым рукавицам.
Дев: (примеряя)
Вот обнова – то обнова,
До чего же хороша.
Как надену рукавицы
Вмиг найду я жениха!
Муз:
Ах, девчонки – загляденье, все любуются на вас
Что ж начнём сейчас веселье, будет весело у нас.
Есть для вас, мои ребятки. Очень хитрая загадка.
Кто сумеет отгадать и ответ скорее дать?Загадка:
Три струны, её узнай- ка!
Заиграла…(балалайка).
Игра на балалайке.
Муз:
Солнышко ясное, птиц хоровод,
Травушка-муравушка гулять всех зовёт.
На лужок, на простор, на широкий наш двор.
Танец-песня «Чудо-балалайка».
Муз:
Будем мы с венком играть,
Да дружка себе искать.
Игра «Венок».
Муз:
И напелись, наплясались, от души все наигрались,Песня «Самовар»
Самовар вот принесу, угощать вас всех начну.
Муз:
Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотелию
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
(угощаем блинами гостей)
Дети: Погостить у вас приятно.
Муз:
Мы ещё вас позовём.
А теперь пошли, ребята.
Чай с блинами мы попьём!
А теперь ребята нам пора обратно, в наше время, в наш детский сад (под музыку проходим через «Древнюю Русь» и «Ворота времени»), (куклы Ваня и Маня с собой).
- Вот мы и дома оказались и куклы Ваня и Маня с нами. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии.
- Трудитесь, покамест служат руки
Не сетуй, не ленись, не трусь
За все твои дела и муки
Тебе спасибо скажут внуки
Тебе спасибо скажет Русь.
- Пусть всех весенний ветер дразнит
Нам жить без праздников нельзя
Не уходи из сердца праздник.
До новых праздников, друзья!
А сейчас пойдём в группу и поедим вкусных блинов. До свидания!