Имидж делового человека
Форма проведения: психологический практикум
Цель: сформировать представление об имидже делового человека, желание внести коррективы в собственный имидж.
Оборудование: альбомные листы, журналы, фломастеры, карандаши, клей, цветная бумага, бланки с пословицами и поговорками, с вопросами.
Структура занятия:
- Организационный момент. Приветствие.
- Основная часть.
На доске эпиграф: К достоинствам должны стремиться
люди –
Ведь нет на свете ничего такого,
Чего не мог бы человек добиться
Благодаря достоинствам своим!
Глиняная повозка // Классическая
драма Востока. М.: Худож.
литература, 1976. с. 85
Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, то есть образ. Чем более притягательным будет данный образ, тем в большей степени будет проявляться чувство взаимной симпатии, тем более успешным будет взаимодействие партнеров по общению. Я предлагаю вам уточнить свой собственный образ, который вы вызываете у окружающих людей.
- Практическое задание «В парах». Учащиеся в парах по очереди отмечают образы (цвет, запах, форма, движение, растение, животное, предмет, походка, выражение лица и др.), с которыми у них ассоциируется партнер. Озвучивание по желанию. Впечатление об услышанном.
- Практическое задание «Образ соседа слева». Учащиеся по очереди называют литературного героя, с которым ассоциируется у них сосед слева. Если есть необходимость, поясняют свой выбор.
- Объявление темы, задач занятия.
Тема нашего занятия: «Имидж делового человека». Основными задачами занятия являются: раскрыть сущностный смысл понятия «имидж», его компонентов, проанализировать собственный имидж.
- Теоретическая справка. Имидж – (от англ. – image) – образ. Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа и эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
То представление, которое мы вызываем у окружающих, можно назвать индивидуальным имиджем. Но имидж также может быть и социальным, профессиональным.
- Практическое задание «Угадай-ка». По рисункам учащиеся должны угадать профессию, статус человека. Предлагаются рисунки (можно использовать фотографии) учителя, бизнесмена, художника, «нового русского», рыбака, бедняка и др. Ответы пояснить.
- Теоретическая справка. Очень часто имидж целенаправленно формируют; его назначение – оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации и рекламы. Многие известные актеры, артисты и политики тщательно продумывают свой имидж.
- Практическое задание «Пословицы и поговорки». Учащимся предлагается из списка пословиц и поговорок выделить те, в которых речь идет о воздействии имиджа на окружающих. «По платью встречают, по уму провожают». «Кудри завивай, да про дело не забывай», «Красивый вид человека не портит», «Наряди пня – и пень дороже будет», «По одежде судят о положении человека», «По платью видят, кто таков идет», «Лучше меньше, чем больше», «Лучше без, чем неумело» и другие. Ответы поясняют. Можно приводить примеры из собственной жизни о роли имиджа.
- Теоретическая справка. Компоненты имиджа: внешнее впечатление (внешний вид, речь, манеры, окружающие люди и вещи) и деловые качества, - написаны на доске.
- Практическое задание. В четверках обсудить каждый из компонентов имиджа и определить его содержание. При работе учащиеся опираются на жизненный опыт. Озвучивание.
- Теоретическая справка. Двое учащихся выступают с докладами «Внешнее впечатление, деловые качества», «Как сделать благоприятным первое впечатление о себе». Они рассказывают о требованиях к костюму, блузке, рубашке, аксессуарам, обуви, об эффектах восприятия, которые необходимо учитывать. (Для докладов выступающие используют литературные источники, перечисленные в конце конспекта). В заключении делается сравнение того, что предположили учащиеся и что они услышали из выступлений.
- Практическое творческое задание. Составить имидж делового человека (учителя, социального педагога, психолога). Работа выполняется в микрогруппах; это может быть коллаж, стихотворение, песня и т.п. Представление своих работ, защита.
- Практическое задание «Рефлексия». Учащиеся в парах обсуждают вопросы: В чем особенность вашего образа? Насколько он приемлем в деловом мире? Как улучшить собственный образ? Какие деловые качества необходимо развивать? От каких недостатков необходимо избавиться? Озвучивание по желанию.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.
Литература:
- Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие \ О.А. Баева. – 4-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2003. – 368 с.
- Кашапов, Р.Р. Курс практической психологии. Для высшего управленческого персонала: учебное пособие \ Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. – 704 с.
- Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения: учебное пособие для студентов вузов \ А.С. Ковальчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н\Д: Феникс, 2003. – 224 с.
- Панфилова, А.П. Теория и практика общения: учебное пособие для студентов средних учебных заведений \ А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2007. – 288 с.