Урок русского языка в 3-м классе по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • закрепить грамматические признаки имени прилагательного;
  • отработка навыка определения рода у имён прилагательных;
  • привитие любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг.момент

Зарядка (I комплекс упражнений).

II. Подготовительный этап

- Мы работаем с вами 2 урок.

- Если у вас не изменилось настроение после 2 урока, то покажите мордашки клоунов.

- Спасибо.

- А сейчас я попрошу вас высказать пожелания своему товарищу.

III. Работа в тетради

1. Откройте свои тетради.

2. Давайте скажем спасибо нашим умникам и умницам

(Поднимаются те ребята, которые получили “4”, “5”. Похвалите себя.).

3. Записываем число в тетради, классная работа.

- Ребята, чистописание в тетради, мы с вами не будем прописывать.

- Вы сделаете это дома, оно останется в качестве домашнего задания.

- Записываем: словарная работа

(За доской будут работать два человека).

IV. Подготовка к познавательной деятельности

Словарная работа: мягкий, хрупкий, резкая, яблочный, дерзкая, скользкий, лёгкая, местная, звёздный, меткий.

Проверка работы с помощью сигнальных карточек

(Ребята с помощью светофориков показывают верно или нет).

Что объединяет эти слова?

- На какие группы их можно разделить?

- Какое слово лишнее?

блочный – больше звуков, чем букв; написание орфограммы –чн-,

а в остальных случаях – парные согласные).

4. Словарь: прекрасный

- Дайте характеристику этому слову

(Часть речи – имя прилагательное, непроверяемая безударная гласная в приставке).

- Объясните значение слова прекрасный

(Очень красивый).

Учитель: Древнейшим значением этого слова было слово красивый.

- Скажите, откуда взяты следующие словосочетания:

Красное солнышко, красная девица, красный день. (Из русских народных сказок).

- Теперь нам понятно, что слово прекрасный образовалось от слова красивый с помощью приставки пре-, имеющая значение очень.

5. Работа над словосочетанием:

Прекрасный рисунок, отличная память, отменный ужин, превосходная погода, великолепная картина, распрекрасная аллейка.

- Можно ли сказать, что все эти слова являются близкими по значению к слову прекрасный.

- Как называются такие слова? (Синонимами).

- Подберите антоним к слову прекрасный.

V. Физминутка

Физминутка проводится под музыку.

VI.Выход на тему

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, которые были в словарной работе, выраженные именем прилагательным и запишите в словарик слово, выраженное тоже именем прилагательным.

- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Ответы детей).

- Об имени прилагательном.

- А какие задачи вы бы поставили?

(Что такое имя прилагательное?

Как оно изменяется?)

- Давайте вспомним что такое имя прилагательное.

(Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой?, Какая?, Какое?,

Какие?)

VII. Работа в паре

- Составьте словосочетания: сущ.+прил.

Существительные у вас даны: семья здоровье класс

(Составляют по 2 словосочетания).

Ребята значком показывают готовность.

- Прочитайте словосочетания, которые вы подобрали.

- Посмотрите, какие словосочетания составила я:

здоровая семья духовное здоровье дружный класс

Для меня очень важно, чтобы все были не только физически здоровы, но и духовно.

- Объясните, как вы понимаете это словосочетание духовное здоровье.

VIII. Работа с дневником здоровья

Дети открывают страничку “Черты характера моей семьи” и от существительного образуют имена прилагательные.

IX. Гимнастика для глаз

- Ребята, посмотрите на словосочетания, которые у меня записаны.

-Почему прилагательные имеют разные окончания?

(Потому что они разного рода).

- А как определить род?

(По существительному, с которым оно связано по смыслу).

- А как вы думаете, как изменяется имя прилагательное?

(По родам: крепкая семья, крепкое здоровье.

По числам: крепкая семья – крепкие семьи).

- Давайте свой ответ проверим по учебнику.

X. Работа с учебником (с.38)

Упражнение 77.

- Прочитайте выразительно.

- Ребята, что такое терем? Где встречается терем?

- Почему автор сравнивает лес с теремом?

-Выпишите словосочетания прил.+сущ.; определите число, род прилагательных в первых двух строчках.

XI. Работа в группах

Даны картинки: медведь, лиса, лягушка, петух.

- Подберите к существительным имена прилагательные, но также имена прилагательные, которые согласовались бы с вашим существительным.

- Ребята, а вы должны отгадать о каком существительном идёт речь.

Итог работы в группах:

- Ребята какого рода прилагательное в I группе? Во II группе? В III группе? В IV группе?

- Что помогло нам правильно подобрать прилагательные?

(Существительные, а также знание характера и внешнего вида этих животных из русских народных сказок).

XII. Итог урока

- Какую часть речи мы сегодня повторили?

- Как определить род прилагательного?

- Назовите грамматические признаки прилагательных.

(Прилагательные бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по родам в единственном числе и по числам).

XIII. Домашнее задание

  1. Упражнение 78 (I группа)
  2. Упражнение 79 (II группа)