Урок музыки. 7-й класс. "Могучая кучка"

Разделы: Музыка

Класс: 7


Цель: познакомить учащихся с творческим объединением композиторов XIX века «Могучая кучка»

Задачи:

  • Пробуждать интерес к музыке;
  • Совершенствовать музыкальное восприятие;
  • Способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности ребенка;
  • Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
  • Воспитывать чувство патриотизма, пробуждать интерес к русской классической музыке.

Оборудование:

  • Компьютер с мультимедийными возможностями;
  • Электронная презентация
  • Тест

Структура:
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
Ознакомление с новым материалом (Сообщения учащихся);
Осмысление и закрепление;
Подведение итогов урока;

Методы:
повторение пройденного методом устного опроса;
рассказ учителя и учеников с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
хоровое исполнение песни (О.Газманов «Москва»);
вокальные упражнения (исполнение интонации хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя»).

 I.Орг. Момент.
Музыкальное приветствие учителя: «Здравствуйте, ученики!» (Поступенное движение мелодии вверх).
Ответ Учеников: «Здравствуйте, учитель!» (Мелодия движется поступенно вниз)
- Узнайте по ритмическому рисунку мелодию. (Прохлопываю ритмический рисунок первой фразы хора «Славься» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя») Работа над слаженным исполнением. По полутонам идем вверх, распеваясь.
- Ребята, скажите, а в каком городе праздновали победу над поляками? (Ответы детей)
Исполнение песни О.Газманова «Москва».
- Скажите, почему в песне все время упоминаются колокола?
Совершенно верно, издревле колокола играли большую роль в жизни русского народа.
Работа над унисоном, дикцией, выразительным исполнением песни
- А какой композитор использовал в опере звучание колоколов? (М.И.Глинка «Жизнь за царя»).
Михаил Иванович Глинка стал основоположником русской классической музыки и его последователи, старались в своем творчестве продолжить традиции великого музыканта.
Во второй половине XIX века пять композиторов объединились для того, чтобы нести творчество в массы. Это объединение получило название «Могучая кучка»
слайд № 1-3
Могучая кучка - название творческого содружества русских композиторов-реалистов, сложившегося в начале 60-х годов XIX века под руководством М. Балакирева. В кружок входили А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Идейным вдохновителем «Могучей кучки» был искусствовед и критик В. Стасов, давший название содружеству. Композиторы «Могучей кучки» стали наиболее яркими представителями русской национальной реалистической музыки середины XIX века.
<слайд № 4-5>

 II. Сообщения учеников.

Балакирев Милий Алексеевич. Родился в Нижнем Новгороде в семье разорившегося дворянина, служившего чиновником в соляном управлении. Первой учительницей музыки для малыша была его мать. Десятилетнего Балакирева возили в Москву, где он некоторое время занимался у знаменитого пианиста и педагога Дюбюка, среднее образование Балакирев получил в гимназии, а потом в Александровском институте, два года был вольнослушателем физико-математического факультета Казанского университета. Первые публичные выступления Балакирева как пианиста и дирижёра состоялись в Нижнем Новгороде. В восемнадцать лет он переезжает в Петербург и всецело посвящает себя музыке. Очень скоро в музыкальных кругах столицы он приобретает известность как отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный импровизатор и композитор. Его поддерживают Глинка и Серов. К концу 50-х годов вокруг Балакирева объединяется группа передовых и талантливых молодых музыкантов, складывается балакиревский кружок «Могучая кучка».
В 1850-60-е годы Балакирев создаёт немало симфонических произведений, романсов, развивающих традиции Глинки. В 1832 году композитор становится одним из организаторов Бесплатной музыкальной школы, ставшей очагом массового образования и просвещения. Сезон 1866-1867 гг. Балакирев проводит в Праге, где и дирижирует операми Глинки. С 1867 по 1869 год он - дирижёр симфонических концертов Русского музыкального общества.
Время блестящих побед и творческих достижений сменяется для Балакирева годами кризиса. 70-е годы - отход от активной общественной жизни, прекращение выступлений, разрыв со многими старыми друзьями и сближение с церковью. В начале 80-х Балакирев возвращается к музыкальной деятельности, вновь становится руководителем Бесплатной музыкальной школы, выступает в концертах, с 1883 года управляет Придворной певческой капеллой. Умер Балакирев в 1910 году в Петербурге.
< слайд № 6-7>

- Что удивило вас в звучащей музыке? Какое она произвела на вас впечатление? (Ответы детей)

Кюи Цезарь Антонович. Родился в Вильнюсе в семье учителя. Музыкой начал заниматься в 10 лет, первым учителем Кюи по композиции был С.   Монюшко. С 1851 года учился в Главном инженерном училище, затем в Военно-инженерной академии, где и остался преподавать (с 1891 года заслуженный профессор). Был известным военным инженером-фортификатором, имел чин генерала. Большую роль в творческой жизни Кюи сыграло знакомство с Балакиревым, Даргомыжским, Стасовым. Кюи становится членом «Могучей кучки». Дебют Кюи-композитора состоялся в 1859 году («Скерцо» для оркестра). С 1864 года занимался музыкально-критической деятельностью, печатался в самых разных изданиях, всегда отстаивал идеи русской музыкальной школы.
В своем творчестве, несмотря на близкое творческое общение с композиторами «Могучей кучки», Кюи скорее принадлежал к романтикам. Самое ценное в творческом наследии Кюи - вокальная лирика, романсы. Кюи завершил (по эскизам) неоконченные оперы Даргомыжского «Каменный гость» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.
<слайд № 8>

Бородин Александр Порфирьевич. Родился в Петербурге, внебрачный сын грузинского князя Л. Гедианова. С детства проявилась его любовь и к музыке, и к естественным наукам. Окончив гимназию, а затем Медико-хирургическую академию (1856), Бородин продолжает занятия наукой (химия). В 1858 году он защищает диссертацию на степень доктора медицины. На медицинском факультете Бородин руководит химической лабораторией, ему присваивают звание профессора. Однако под влиянием Балакирева он все серьёзнее начинает заниматься изучением музыки. Некоторое время спустя он уже пишет свою первую симфонию, которая нашла признание в музыкальных кругах России. Вместе с Римским-Корсаковым, Балакиревым и Ц. Кюи он создаёт группу, так называемую «Могучую кучку», к которой впоследствии присоединился М. Мусоргский. Вся жизнь Бородина прошла без бурь и встрясок, в основном, в одном и том же городе – Петербурге. Своей профессией он считал химию. В 1877 году Бородин получает звание академика. Он преподаёт на Женских врачебных курсах (1872-1885), но каждую свободную минуту посвящает музыкальному творчеству. Бородин написал оперу «Князь Игорь» (со знаменитыми «половецкими плясками»), оперу-балет «Млада», три симфонии, симфоническую поэму «В Средней Азии», два квартета (в один из них входит часто исполняемый «Ноктюрн»), песни и фортепианные произведения. Для произведений Бородина, первые из которых особенно близки немецкому романтизму, характерны эпическая широта, мужественность, богатая мелодичность, гармоническая ясность и чистота, и, прежде всего – тесная связь с русским фольклором.
< слайд № 9-12>

 - Что вы представили, слушая эти произведения? Какую бы вы нарисовали картину? (Ответы учеников)

Мусоргский Модест Петрович. Родился в небогатой помещичьей семье в селе Карево Псковской губернии. С детства играл на фортепиано, обнаруживая при этом способности к сочинению музыки. Он поступил в школу гвардейских прапорщиков, которую окончил в 1852 году, одновременно занимаясь музыкой у известного пианиста-педагога А. Герке. Но лишь в 1858 году, отказавшись от военной карьеры и поступив на государственную службу, Мусоргский смог уделить время своим музыкальным занятиям. Когда прогрессивно настроенные композиторы - Бородин, Балакирев, Кюи и Римский-Корсаков организовали «Могучую кучку», Мусоргский присоединился к ним.
Несмотря на занятость по службе (1862-1867), композитор много и напряжённо работает над своими музыкальными произведениями.
В 1879 году, с удовольствием вырвавшись из серых будней чиновничьей службы, Мусоргский отправляется в поездку по России в качестве аккомпаниатора певицы Дарьи Леоновой.
Угнетающее однообразие повседневной жизни и тяжёлые материальные условия привели Мусоргского к алкоголизму. Его депрессия непрерывно углублялась. Умер он в Николаевском военном госпитале в Петербурге.
В своём творчестве, проникнутом глубокой народностью и реализмом, Мусоргский был наиболее последовательным выразителем демократических идей. Его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» не имеют себе равных в мировом музыкальном искусстве по силе и глубине воплощения образов, по правдивости и яркости изображения народных масс.
Отличительной чертой творчества Мусоргского было отсутствие у него систематического музыкального образования. Считается, что он не умел инструментовать свои сочинения, и это зачастую делал за него Римский-Корсаков.
Кроме опер, Мусоргским написана сюита «Картинки с выставки», ряд хоровых, фортепианных и симфонических произведений («Ночь на Лысой Горе» и др.), много песен и романсов, среди которых весьма оригинальные для того времени «Песни и пляски смерти».
<слайд № 13-18>

- Какое произведение вам понравилось?

Римский–Корсаков Николай Андреевич. Родился в городе Тихвине в дворянской семье. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классам фортепиано и композиции. Свою первую симфонию он написал в возрасте девятнадцати лет. В течение нескольких лет Римский-Корсаков служил в военно-морском флоте, где получил офицерское звание. В это же время он занимался творческой деятельностью и в 1871 году получил звание профессора инструментовки Петербургской консерватории. Позже ему передали класс композиции и назначили директором Бесплатной музыкальной школы и инспектором духовых оркестров Морского ведомства.
Вместе с Бородиным, Балакиревым и Кюи он организует «Могучую кучку». Римский-Корсаков обладал большой творческой изобретательностью и совершенной композиторской техникой.
Творчество Римского-Корсакова проникнуто идеями демократизма, народности, свободолюбия, в нём широко разработаны народные мелодии, народные поэтические образы, отражены предания и поэзия родной страны.
Им были написаны сказочные оперы «Садко», «Снегурочка», «Золотой петушок», три симфонии, симфоническая сюита «Шахерезада», увертюра «Светлый праздник», «Испанское каприччио», музыкальная картина «Садко», многочисленные песни, а также хоровые и камерные произведения. Всё творчество композитора глубоко проникнуто «русским духом».
Наряду с Г. Берлиозом и Р. Штраусом Римский-Корсаков считается крупнейшим мастером инструментовки. Большое значение имеют и его теоретические труды. Учебник «Основы оркестровки» является одним из лучших пособий в этой области, а его учебником по гармонии учащиеся пользуются и в наше время.
<слайд № 19-22>

- Мы с вами слушали фрагменты из оперы «Снегурочка». Скажите, а почему опера заканчивается радостно-торжественно, ведь Снегурочка растаяла? (Ответы детей)

III. Выполнение на компьютерах теста. (его можно оцифровать в той оболочке, которая удобна учителю)
Приложение № 1

IV. Подведение итогов урока.
- Машина вам всем поставила оценку. Если вас она не удовлетворяет, значит нужно найти материал по этой теме, подготовиться и на следующем уроке опять попробовать свои силы.

Приложение № 2

Литература:

  1. Козлова «Музыкальная литература. XIX»
  2. SD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  3. SD «Интерактивный мир» «Энциклопедия классической музыки»