Цель: Сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения на базовом уровне представлений о появлении искусства и религии у древних людей.
2. Развивать мотивацию к изучению предметов истории и ИЗО, умения анализировать источник информации (учебник), обобщать, делать выводы, делать записи (кластер).
3. Содействовать развитию коммуникативных умений, толерантности, художественных способностей.
Межпредметная связь: история, ИЗО, музыка, природоведение, русский язык, математика.
Оборудование: учебник [См. список литературы, 2], картинки разных исторических периодов для составления линии времени, дидактические карточки «Искусство древнего человека», книга «Древний человек» [1], барабан, свеча, камни с гладкой поверхностью, краски (гуашь), переносная доска с оформленным кластером, макет «Жилище и одежда древнего человека», выполненный учащимися.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный |
Заслушивает сообщение дежурного о готовности учащихся, приветствует ребят, сообщает об особенностях урока | Дежурный сообщает о готовности класса, ученики приветствуют учителей, делятся на группы. |
Мотивация. |
Учитель истории (далее – И): обращает внимание на кластер, оформленный вместе с учащимися в начале изучения темы «Древний человек» (См. Приложение 1). Что мы узнали о древнем человеке?
Что мы еще не знаем? Сегодня мы попробуем найти ответы на эти вопросы. |
Рассматривают кластер, отвечают на вопросы. Узнали как выглядел древний человек, как он изменялся, как одевался, каким было его жилище, чем он занимался. Рисуют 30 минут. Показывают в группе, рассказывают о своих рисунках, выбирают. Авторы выбранных рисунков рассказывают о своих работах другим группам. |
Содержание. |
И: А умел ли древний человек рисовать? Когда ученые узнали о рисунках древних людей? Давайте прочитаем. Как были обнаружены рисунки? Где они находились? ИЗО: Вас не удивляет, что вы их так легко узнали? |
Читают пункт 1 § 3 в учебнике.
Отвечают на вопросы: случайно при раскопках. Наблюдают за движением свечи, замечают, что на линии времени показывается прошлое далее и далее вглубь веков. Вспоминают, что при переходе через Рождество Христово меняется эра, меняется счет времени «наоборот».
Отвечают: жилище, родственники, орудия труда, огонь, природа. Красные, коричневые, черные.
Это животные, на которых охотились древние люди. Одни животные мирно пасутся, другие изображены в движении. Возможно, художник хотел помочь охотникам незаметно подкрасться к добыче и настигнуть ее. Работа в парах. Расставляют расписные камни возле макета. |
Рефлексия |
И, ИЗО: Что вам понравилось на уроке? Что вас удивило? Что нам еще надо узнать? |
Рисовать на камне.
Оказывается на камне можно хорошо рисовать. |
Используемая литература:
1. Аугуста Йозеф, Буриан Зденек. Жизнь древнего человека. – Прага: АРТИЯ, 1960.
2. Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: просвещение, 2001.
3. Дыбина О.В. Что было до… : Игры- путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2002.