Цель урока:
- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
- определение роли глагола в предложении; совершенствование умения распознавать части речи;
- умения анализировать содержание прочитанного текста.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Добрый день, уважаемые гости, мы рады вас видеть на нашем уроке, уроке русского языка (слайд №1)
2. Каллиграфическая минутка.
Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.
(В.О. Ключевский)
-Какие буквосочетания вы будете прописывать? (слайд №2)
(Во вложении видеозапись каллиграфической минутки №1404)
3.Введение в новую тему.
-Прочитайте, пожалуйста, текст (слайд №3) Всё ли вам понятно? Что следует сделать, чтобы понять содержание текста? (Вставить пропущенные слова). Какие слова вы предлагаете подставить?
-Давайте посмотрим, а что предлагает автор текста. Что общего у этих слов? Что помогают передать эти слова в тексте?
-Попробуйте восстановить текст. Прочитайте получившийся рассказ. Что означает фраза: «…когда запахнет весной…»? (Пригревает солнышко. Ветер становится теплым, в воздухе мы чувствуем разные запахи: запах почек, первых цветов, талого снега, земли.)
- Какое слово использовано в переносном значении?Как по другому можно сказать? (Когда наступит весна.)
-Можно ли применить эту фразу к сегодняшнему дню? Докажите.
-Как вы считаете, текст завершен? Какое задание можно придумать? (Списать, придумать концовку.)
3. Сообщение темы и формулирование целей урока.
-Рассмотрите картинку, что вы видите? (видеоролик №1 из вложений) (Летят лебеди)
-А могут ли лететь птицы, не совершая действий?
- А представьте себе мир без действий. Какой он? ( Это будет застывший, мёртвый, неживой, неподвижный мир. Мир, где жизнь остановилась.)
- Что делать? Как оживить мир? (Нужны действия и слова, которые их называют)
-С какой частью речи мы будем знакомиться? (с глаголами)
-Какая тема нашего урока? (слайд №4) Какие упражнения вам помогли сделать этот вывод (каллиграфическая минутка, задание в начале урока, видеофильм ….)
- Что по данной теме вы хотите узнать, чему научиться?
-Что про глаголы вы уже знаете?
4. Постановка проблемы.
-Почему эта часть речи получила такое название? (Ответы детей)
Работа по учебнику стр.92, упр. №346
(Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов - важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.
(По Л. Успенскому)
- Как отличить глаголы от других частей речи? (слайд №5)
- Обозначают действия;
- Отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
(стр. 93 правило)
-Прочитайте стихотворение (слайд №6)
- Кто о себе мог так рассказать?
-Где в стихотворении спрятались глаголы? Как их найти в тексте? Глаголы принято подчеркивать двумя линиями (работа с интерактивной доской)
-Выпишите из текста глаголы, поставив к каждому вопрос.
-Какую роль в предложении выполняют глаголы?
-Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа. Дайте ему словесный портрет.
5. Первичное закрепление
-Иностранец, наблюдая за природой, решил
написать сочинение о птицах. Что он перепутал? (слайд №7)
Наведём порядок. Найдите в каждом предложении глаголы. Как докажите, что это глаголы? С какой частью речи глаголы связаны? Спишите, над глаголами укажите вопрос.
6. Повторение изученного.
Работа по группам.
Первая группа детей работает на компьютерах (ПМК «Радуга в компьютере» Варченко В.И., компьютерный практикум для начальной школы)
Вторая группа работает по учебнику стр. 93, упр. 345, 347
(По окончанию работы группы меняются местами.)
7. Оценивание.
8. Итог.
- Какие вопросы вы можете задать по теме нашего урока? (слайд №8)
Варианты вопросов:
1. Что такое глагол?
2. На какие вопросы отвечают?
3. Что обозначают?
4. Когда и для чего мы используем глаголы в речи?
5. Как подчеркивают глаголы?
6. С какой частью речи глаголы связаны?
9. Домашнее задание (слайд №10)