Потребность в общении – сложное социально-психологическое явление. Общение современных студентов и школьников часто замыкается на SMS-сообщениях и интернет-посланиях. Сидеть в «аське», в чате, на форуме, «в контакте» стало привычной формой не только обмена информацией для нынешних подростков, но и основой формирования речевой и поведенческой культуры.
Живые человеческие контакты в быту, в процессе учебной и профессиональной деятельности потребуют совсем других умений и навыков: высказать просьбу, обосновать мнение, мотивировать выбор, выразить благодарность, найти слова утешения и поддержки, передать поздравления и разделить радость.
В связи с этим уроки развития устной и письменной речи, формирование навыков культуры общения являются, на мой взгляд, одними из наиболее актуальных в преподавании русского языка.
Предлагаемая методическая разработка урока – это вариант занятия, которое соединяет в себе использование технологии проблемного обучения, компьютерных технологий в сочетании с традиционными формами работы на уроках русского языка.
Мы живем в мире речевых жанров, но не всегда умеем пользоваться ими. Подтверждает это ЕГЭ по русскому языку. Публикаций, посвященных различным жанрам школьных сочинений: очерку, отзыву, эссе, интервью, рецензии, - появилось в последнее время достаточно много. По моему мнению, такой интереснейший жанр, как письмо, тоже заслуживает пристального внимания словесников.
Я к вам пишу...
Подготовка к сочинению в жанре благодарственного письма.
Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени,
как умением быть благодарным…
Цицерон
Цель занятия:
- познакомить учащихся со стилевыми особенностями эпистолярного жанра, с похвальным словом, как особой формой выражения собственного мнения, проявления чувства восхищения, одобрения, оценки;
- Подготовиться к написанию сочинения, содержащего благодарность близкому человеку.
Тема нашего урока, возможно, звучит не совсем обычно. Что привлекло ваше внимание? (благодарственное письмо). А что такое письмо? Как бы вы объяснили значение этого слова? Давайте обратимся к результатам работы 1 группы, которая сотрудничала с учителем информатики (показ презентации Приложение №1).
Какой вывод можно сделать из увиденного? Я хочу вам предложить следующее определение письма: (Слайд Приложение №2).
Запишите его в тетрадь, проведите необходимую орфографическую и синтаксическую работу. Как вы считаете, для чего люди пишут письма? Что можно передать через письмо? К чему побуждает написание письма? Чтобы нам проще было
сделать выводы, попросим 2 группу познакомить нас с ролью писем в жизни
людей. (Ученики выносят на доску подготовленный заранее текст:
- Передать информацию, поделиться впечатлениями;
- Передать чувства, мысли, благодарность, вопрос, свое мнение;
- Побуждает к раздумьям о собственной жизни, к осмыслению своих и чужих поступков, к самовыражению, развитию мышления и речи.)
3 группа проводила анкетирование среди студентов техникума и их родителей (Примерные вопросы анкеты):
- Любите ли вы общаться с людьми?
- Какой способ для общения вы чаще выбираете: встреча, письмо, телефон, SMS, Интернет?
- Любите ли вы получать письма?
- Когда и о чем вы писали письма сами?
- Чем и почему отличается письмо, написанное от руки, от Интернет – послания и SMS?
- Любите ли вы, когда вас хвалят?
- За что вы можете поблагодарить другого человека? )
Теперь обратимся к материалам, лежащим у вас на столах. Найдите образцы писем, зачитайте их и ответьте на вопрос: «Какой стиль использован при написании каждого из них?». (Повторить при обсуждении черты функциональных стилей речи.) И запишите в тетрадь основные составляющие письма.
1. Здравствуй, дорогой мой братишка! Сейчас, когда ты далеко от меня, я поняла, наконец, свою непростительную глупость в тот наш с тобой последний вечер. Исправить, конечно уж, ничего нельзя, но попробуй хотя бы выслушать и простить меня.
Любящая тебя сестра Таня.
2. Дорогой Владимир Яковлевич! С огромным удовольствием посылаю вам свой последний рассказ, благодарю за доброту, дружеское ко мне отношение и возможность, хотя бы в письмах, общаться с вами. Искренне надеюсь получить ваш отзыв. Дружески обнимаю.
Ваш И. Соколов – Микитов.
P.S. Если возможно, пошлите пожалуйста Вашу новую статью.
3. Милостивый государь
Александр Христофорович,
Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне напечатать «Историю Пугачева». Осмелюсь прибегнуть с покорнейшею просьбою дать знать о том, куда следует унести рукопись.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть Вашего сиятельства покорнейший слуга,
Александр Пушкин.
4. Милостивый и любезный друг мой!
Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности направляю под Ваше покровительство семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии. Не откажитесь пристроить его в доброе дело. Искренне Вас почитающий
Л. Толстой.
5. Уважаемый Сергей Иванович!
В день Вашего юбилея коллектив сотрудников компании «Кедр» сердечно поздравляет Вас и от всей души желает Вам долгих лет жизни, семейного благополучия и крепкого здоровья!
Выводы нам помогут сделать ребята из 2 группы. (Ученики выносят на доску подготовленный заранее текст или зачитывают его.
Форма писем или посланий (эпистол) сформировала особый «эпистолярный» жанр, который развился из бытовой переписки во времена Античности. В Средние века переписка развивается как публицистический жанр, в котором обсуждаются актуальные идеи времени. Особенно полюбилась форма письма в эпоху сентиментализма, поскольку позволяла раскрыть внутренний мир человека и его чувства. В русской литературе этот жанр развили М. Н. Карамзин, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский.
Можно говорить о том, что эпистолярный стиль является самостоятельным функциональным стилем языка и характеризуется специфическими признаками:
- Факты и события, сообщаемые автором, являются достоверными, время тоже действительное;
- Письма пишутся по разным поводам, а не создаются специально как литературные произведения;
- Любое письмо индивидуально, предполагает искренность, раскованность и свободу в употреблении языковых средств;
- Это особый вид монолога, которому характерна исповедальность.)
Я думаю, вы согласитесь с предложенными выводами, потому что эпистолярный жанр (письмо) соединяет в себе элементы всех функциональных стилей языка.
Теперь обратимся к структуре письма. Какие основные части, на ваш взгляд, можно в нем выделить? (Написать на доске) Для более полного ответа обратитесь к материалам, лежащим на ваших столах.
(Памятка пишущему сочинение в эпистолярном жанре.
- Обращение к адресату / выберите форму/;
- Деловая, личная информация / события, поступки, переживания/;
- Наиболее важный факт, эпизод, пожелание, просьба, благодарность/ говорите от первого лица, оценивайте не человека, а его действия/;
- Завершение, прощание с адресатом, оценка себя, своей роли в его глазах;
- Дата, подпись. )
Наиболее важным в письме является обращение, потому что оно характеризует не столько того, к кому мы обращаемся (адресата), сколько нас самих. Это показатель вежливости, воспитания, образования, богатства чувств и изобретательности.
Вспомните употребление знаков препинания при обращении и выполните задания с карточки № 1.
(Составить предложения с обращением:
- Добрая и милая моя/ мой;
- Милостивый государь;
- Дорогой и многоуважаемый;
- Родной, любезный друг мой;
- Мои дорогие и любимые и т. д.)
Обратимся к словам Цицерона, которые я выбрала в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Почему великий мыслитель древности так говорит о благодарности? Как бы вы определили значение этого слова?
(Чувство признательности за сделанное добро, внимание, услугу; официальная положительная оценка чьей-либо деятельности; вознаграждение, поощрение.)
Из карточки № 2 выберите синонимы к слову «благодарность» и запишите в тетрадь.
(Лесть, отзывчивость, признательность, подозрительность, подхалимство, любезность, аргумент, комплимент, претензия, услужливость, лицемерие, угодничество, похвала. )
4 группа работала со словарями и художественной литературой. Предоставляем им слово. Ребята должны были найти объяснение словам и примеры их употребления в произведениях художественной литературы.
(Благодарность – «Поучение Владимира Мономаха», одноименное стихотворение М. Ю. Лермонтова; комплимент – песня Б. Окуджавы «Давайте говорить…» /Приложение № 3/; лесть - басни И. А. Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка и петух»)
Чтобы по-настоящему искренне и грамотно выражать благодарность, надо уметь пользоваться формулами речевого этикета. Выполните задание на карточке № 3.
(Закончите предложения так, чтобы прозвучала благодарность в адрес человека, которого вы хорошо знаете.
Я хочу |
Похвалить |
Само слово благодарность значит «дарить благо» - бескорыстно, от чистого сердца уметь признавать участие другого в твоей жизни. Житейский опыт доказывает, что сказать грубое слово, унизить, оскорбить кого-то много проще, чем выразить чувство благодарности. Вспомните, когда вы в последний раз говорили или писали кому-то такие слова.
Сегодняшнее наше занятие мы посвятили тому, чтобы познакомиться с законами эпистолярного жанра и написать благодарственное письмо близкому, родному и очень важному в вашей жизни человеку, который действительно заслужил благодарность с вашей стороны – вашим родителям.
Обратитесь к материалам на ваших столах, среди них вы найдете памятку и образцы настоящих благодарственных писем.
Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от теплых, душевных писем, деликатных слов, любезных обращений. Ссылаемся на стремительность жизни, на занятость, на нехватку времени и возможности техники. А ведь как приятно получить слова признательности в свой адрес, которые можно сохранить и при случае показать кому-нибудь.
(Материалы творческих работ могут быть использованы при проведении родительского собрания. Приложение № 3 по необходимости может быть исключено из объема работы.)