1. Орг. момент
2. Сообщение темы
-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной народной сказкой
«Мастер Али». Эту сказку создал казахский народ.
3.Вводная беседа
-Сказки каких народов вы уже знаете? Похожи ли эти сказки между собой?
У казахов богатая история. Этот народ в войнах завоёвывал себе свободу. Немало сложено легенд и сказок о храбрости и мужестве, мудрости и находчивости казахов. А еще казахский народ славится своей музыкальностью. Сейчас Казахстан и его столица Астана современный город, но традиции и обычаи казахского народа соблюдают и в настоящее время. Я принесла народный инструмент домбра и национальный головной убор- тюбетейка.
4. Постановка цели урока
-Сегодня на уроке, в ходе работы нам надо понять идею сказки, т.е. зачем народ создал эту сказку, а к ней мы пойдем по ровной как казахская степь дороге.
- В конце урока вы сможете оценить свою работу.
5. Восприятие сказки
Читаю сама с музыкой и показом домбры.
6. Первичный анализ
-Какое впечатление произвела на вас сказка?
-Какие чувства возникли?
-Когда вы особенно волновались?
7.Работа по тексту
-Давайте вернемся к тексту сказки
-Назовите главных героев сказки (хан, Хусаин, Али, слуги)
-Сейчас предлагаю вам стать исследователями, вам нужно найти доказательства.
Попробуем дать героям характеристики, подтверждая их словами из сказки:
(ответы детей)
Хан – жестокий(слуг казнил за малейшую провинность, плетка,
Зальёт в горло свинец. !!!!!!!!)
-одинокий (друзей у него не было…..)
-любящий отец (старый хан беспокоился за сына и не любил, чтобы он уезжал)
Хусаин - молодой, красивый, смелый
-храбрый воин
-хороший охотник
Али-всё знает и умеет
-мудрый
-смелый
Слуги-покорные
-трусливые
Любящие Хусаина
-Исследователи вы хорошие, смогли найти много доказательств
-А я бы назвала еще одного героя этой сказки - музыку, ведь именно она рассказала хану о смерти его сына, давайте найдем и ей характеристику. А о чем еще может рассказать музыка?
8. Пересказ сказки
-Давайте восстановим события в сказке
(составляется событийная цепочка)
9.Определение темы
-как бы вы 1 предложением сказали, о чем эта сказка?
(сказка о том, как мастер Али с помощью музыки рассказал жестокому хану о смерти его сына и спас себя и слуг)
10.Инсценировка (видеоряд)
-А теперь попробуйте изобразить этих героев
(мини-инсценировка разговора хана с Али: дети с учебниками в руках у доски выразительно читают)
11.Работа по выяснению идеи сказки
-Правильно ли, по-вашему переданы характеры героев, почему?
-В начале урока мы вспоминали сказки других народов.
-Не напоминают ли вам герои этой сказки героев других сказок?
(хан-кощея, змея Горыныча,Али-умелых симеонов, )
-Чем обычно заканчиваются сказки? (добро побеждает зло, добрым-хорошее, а злым- смерть или что-то плохое)
-Чем заканчивается эта сказка? (за свою жестокость хан наказан смертью сына, умелого и находчивого Али оставили в живых)
-Почему в сказке молодой, смелый Хусаин погибает?
12.Работа в парах.
У детей на партах несколько вариантов идей сказки.
-Предлагаю вам поработать в парах и обсудить, что хотел казахский народ показать этой сказкой, для чего он создал такой сюжет.
-У вас на листочках записаны несколько идей, вы можете воспользоваться ими или сформулировать свою.
Жестокость всегда бывает наказана | Мудрость помогает В трудных ситуациях |
Сила музыки | Невиновных нельзя наказывать |
Появление музыкального инстру мента домбры | Добро побеждает зло |
Злые и богатые управ ляют людьми | Старые люди добрые и мудрые |
Не забудьте правила ответа в парах:
мы посовещались и решили
мы поговорили…. считает, что самое главное в сказке….., а я считаю, что…..
13. Подведение итогов
-Сказка тем и хороша, что каждый видит в ней своё. Я очень рада, что каждый нашел свою идею в этой сказке.
14.Самооценка
-У вас тоже есть путь к вершине, каждая остановка отмечена кружком. Восстановите нашу работу по сказке
герои--характер--события--тема--ИДЕЯ
-если вы можете назвать всех героев сказки- закрасьте кружочек красным, если нет синим
-если вы можете охарактеризовать всех героев
-если вы можете рассказать сказку, восстановить в памяти события
-если вы можете кратко сказать, о чем эта сказка
-если вы сможете сформулировать идею сказки
-Я смотрю, что у многих весь путь загорелся красным цветом, а это значит, что вы поработали на отлично.
15.Итог урока
–Какие знания с этого урока вам пригодятся в жизни?